Судебное решение, которое может создать важный для всех водителей прецедент: водительницу, которая вынужденно выехала на встречку через две сплошные, оставили с правами. Только оштрафовали. Но она и с этим не согласна, и собирается оспорить и это решение суда.
В этой прецедентной дорожной ситуации разбирался корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Гололобов.
Гололобов: Знакомая почти всем водителям ситуация. На двухполосной дороге стоит автомобиль: то ли сломался, то ли авария, и его никак не объехать. Если только по встречке. Так и поступила некая автовладелица Конева, увидев впереди «Газель» с включенной аварийкой. Вырулила через две сплошные, после чего, естественно, и была остановлена стоявшим неподалеку инспектором ДПС. Далее последовал протокол весьма с лукавой трактовкой нарушения. Коневой была вменена статья именно за движение по встречке с последующим лишением прав до полугода. Хотя в данном случае автомобиль с включенной аварийкой — явное препятствие. А за объезд препятствия с недавних пор существует своя статья — тоже с наказанием, но не столь суровым, а именно штрафом от тысячи до полутора тысяч рублей. Комментирует председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Похмелкин: Под препятствием понимается любой неподвижный объект, который не позволяет авто проехать по этой полосе. В том числе таким авто может считаться сломанный автомобиль с включенной аварийкой или остановившийся не по правилам. Во всех этих случаях, когда водитель объезжает препятствие и выезжает на встречку, о лишении его прав речи не может быть, это наказание в виде штрафа.
Гололобов: Почему инспектор ДПС в протоколе все же написал про выезд на встречку, можно только гадать. Возможно, он плохо выучил недавно вступившие поправки в КОАП, но, скорее всего, причина в другом, полагает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Травин: Дело в том, что доказывать инспектору нет никакого смысла, он не привык слушать водителя. Он привык слушать командира батальона, который утром ему говорит — 15 протоколов по встречке, 3 по пьянке, 2 на пешехода. Инспектор же не следует закону, он следует инструкциям, данным ему на разводе.
Гололобов: У автомобилиста может возникнуть искушение считать препятствием всякий объект, что тормозит его движение по трассе. Это, конечно, не так. И чтобы не лишиться прав, надо четко разбираться в трактовке статей КОАПА, отмечает Виктор Травин.
Травин: Если мы объезжаем препятствие, а оно на самом деле таковым и является, в этом случае штраф 1000-1500 руб. Но если мы объезжаем с выездом на встречную н епрепятствие, например, затор, или автомобиль, который не на аварийных фонариках, то в таком случае это однозначно выезд на встречку с соответствующим лишением прав на срок до 6 месяцев.
Гололобов: В случае с автомобилисткой Коневой судья четко применил правовые нормы, т.е. прав ее не лишил, но обязал выплатить штраф. Тем не менее общественный защитник Коневой предложил ей идти дальше и оспаривать и это решение суда, требуя вообще снять с нее обвинение в нарушении правил. И такая позиция вполне обоснована, уверен Виктор Похмелкин.
Похмелкин: Если на двухполосной дороге одна полоса в одну сторону, другая в другую, и на ней стоит препятствие, та же самая машина, которая не собирается никуда двигаться. Вот в этом случае даже через полосную, даже в как бы в нарушение правил выезд на встречку может трактоваться как совершенный в состоянии крайней необходимости. Это специальная норма, предусмотренная КОАП.
Гололобов: Понятие крайней необходимости может быть применено только если дорога двухполосная, и нет объезда по обочине. Т.е. деваться водителю просто некуда, кроме как выезжать на встречку. В случае автомобилистки Коневой именно так и было, так что перспективы судебной победы у нее, по мнению экспертов, есть.