В преддверии длинных праздников и Дня Победы российские кинопрокатчики постарались максимально забить сеансы новыми фильмами. В числе дебютантов полномасштабный голливудский блокбастер «Мстители», российская лента «Матч», новый фильм Карена Шахназарова «Белый тигр», драма с Ванессой Паради и несколько американских лент, включая ужастик про банкомат и картину с участием Эдриана Броуди. А теперь подробнее:
«Мстители» (The Avengers, 2012)
Вокруг премьеры очередного комикса компании Marvel в США разыгрался нехилый ажиотаж. Аналитики ломают копья, истерически пытаясь вычислить, побьет ли супергеройский блокбастер рекордные стартовые сборы последней части «Гарри Поттера». За этой возней маркетологов и киножурналистов как-то незаметно был упущен тот факт, что премьера фильма на некоторых территориях уже состоялась. И весьма успешно, учитывая, что бюджет ленты (220 млн. долл.) уже отбит, а на родине только готовятся к теплому приему «Мстителей» на всех киноплощадках.
Напомню, что «Мстители» – это экранизация одноименного комикса 60-х годов, в котором главный автор Marvel Стэн Ли впервые объединил сразу несколько супергероев в единую команду. Создатели фильма, в том числе режиссер Джосс Уидон («Хижина в лесу») и сценарист Зак Пенн, взяли за основу сюжет бумажного оригинала. Сводный брат Тора, коварный Локи атакует Землю, а противостоит ему организация Щ.И.Т. во главе с Ником Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), призвав на свою сторону Капитана Америку, Тора, Железного человека и Халка (новое лицо – Марк Руффало).
Данный проект мы ждали долго и, без сомнения, ожидания оправданы. Мощнейший аттракцион в 3D заправлен по полной программе, начиная от всегда язвительного Роберта Дауни мл. и заканчивая умопомрачительными спецэффектами. Если смотреть – то только в кинотеатрах.
«Матч» (2012)
Разумно полагая, что шансов у «Матча» супротив «Мстителей» практически никаких, компания «Централ Партнершип» исхитрилась выпустить ленту Андрея Малюкова двумя днями раньше. Вполне ожидаемый ход в рамках «защиты отечественного производителя». Вопрос лишь в том, стоило ли оберегать пафосную драму от предсказуемого зрительского равнодушия?
«Матч» – третья по счету экранизация трагических событий легендарного «матча смерти», состоявшегося летом 1942 года в оккупированном фашистами Киеве между советскими футболистами и сборной нацистов. До этого был знаменитый «Третий тайм» (1962) и очень вольная голливудская интерпретация «Победа» (1981) во главе со Сталлоне (!). Бог, он, конечно, Троицу любит, но у новой картины есть ряд ощутимых недостатков. Во-первых, неизбежно попадание в цель Сергея Безрукова, чья манера игры уже давно стала объектом многочисленных пародий. Не смогли авторы устоять и против введения в сюжет вымышленной любовной линии, ответственность за которую легла на хрупкие и, увы, бесталанные плечи Елизаветы Боярской.
Мнимая многозначительность и жонглирование фактами в угоду авторскому замыслу в данном случае – слишком дешевый трюк. Возможно, авторам стоило отказаться от ангажированных исполнителей и упорядочить картину не в угоду слюнявой романтике, а действительно стоящим деталям и событиям той эпохальной встречи и ее трагических последствий. Тем не менее, своего, «понимающего» зрителя, картина найдет, также как и «Адмиралъ», и «Тарас Бульба».
«Дети сексу не помеха» (Friends with Kids, 2011)
Вообще-то комедия Дженнифер Уэстфелд должна была появиться в кинотеатрах России 8 марта, но что-то пошло не так и ленту подвинули на майские праздники. Сомнительно, что при этом мы много потеряли, ибо картина представляет собой изъезженный в последнее время сюжет о несовместимости платонических отношений и секса. Собственно, слово «секс» в названии картины появилось с легкой руки наших локализаторов, коим приходится всячески ухищряться, дабы заманить публику на проходные фильмы.
Половина актерского состава перекочевала из прошлогодней женской комедии «Девичник в Вегасе». Этим объясняется традиционный, местами забавный, местами пошловатый, юморок, увесистый кусок непритязательной романтики и смачная мораль в финале. Американские издания, судя по трейлеру, находятся в экстазе от «легкости, оригинальности и трогательности» сюжета. Местный зритель на эту скрытую рекламу как-то не повелся. И вам не советую.
«Банкомат» (ATM, 2011)
Нет, слава Богу, американец Крис Спарлинг (сценарист триллера «Погребенный заживо») вовсе не заставит нас смотреть, как сумасшедший банкомат пожирает молодых «яппи». Устройство для выдачи денег здесь – всего лишь место, где развернутся события. Троица из офиса заехала по пути обналичить кредитку, когда увидала на выходе таинственного мужика в капюшоне. Загадочный придурок бродит по пустырю, всем своим видом демонстрируя угрозу. А затем начинает третировать молодежь, попутно убивая случайных свидетелей. Отличный выдался вечерок, словом.
Критики ленту дебютанта Дэвида Брукса разнесли в пух и прах, особо отругав идиотский, неправдоподобный сценарий Спарлинга, которого что-то слишком часто тянет на замкнутые пространства. Не суди и не судим будешь, конечно, но кинопроката сия работа явно не заслуживает.
«Белый тигр» (2012)
Первый фильм Карена Шахназарова («Курьер», «Мы из джаза», «Цареубийца») о войне обещает напряженный поединок русского танкиста и мистического фантома, фашистского танка «Белый тигр», способного в одиночку решить исход боя. Лента не оригинального свойства, а снята по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист, или Белый тигр». И в отличие от недавнего «Шпиона» или же совсем свежего «Матча», авторы отказались как от привлечения медийных лиц, вроде Безрукова или Бондарчука, так и от внесения значительных изменений в литературный первоисточник.
Как и «Матч», «Белый тигр» появляется в прокате в канун одного из самых сакральных праздников для жителей нашей страны, Дня Победы. И будем надеяться, разочарование – это последнее, что вы ощутите после просмотра этой не выдающейся, но профессионально и с душой снятой картины.
«Транзит» (Transit, 2011)
Дорожный триллер – не такой уж и редкий жанр в американском кино. Вспомните «Попутчика», «Аварию». Дебютную «Дуэль» Спилберга, наконец. В этом жанре очень важно сохранить динамику повествования, ибо, что может быть хуже буксующего в бездействии боевика. Колумбийцу Антонио Негрете удалось не впасть в летаргический сон и за скромные 5 млн. долларов представить на суд зрителя неожиданно удачный фильм «Транзит» с участием Джеймса Кэвизела («Страсти Христовы»). Суть проста – банда отморозков грабит инкассаторов и на границе спихивает денежные мешки в соседний джип с туристами. Разумеется, на той стороне шлагбаума бандиты намереваются вернуть свое, но их жестокость встречает достойный отпор со стороны отца семейства.
Вторым эшелоном кинопремьер пойдут картины, к тематике празднеств отношения не имеющие. Это еще одна комедия «Свадебный разгром», нацеленная на молодежную аудиторию. Очередная история безумного мальчишника с коксом, баранами, нетрадиционным сексом и совершенно безбашенными свидетелями. Любителям отвязных комедий без тормозов определенно понравится. А поклонникам серьезных драм стоит обратить внимание на новую актерскую работу Ванессы Паради в трогательной психологической драме «Кафе де Флор» и Эдриана Броуди в изящной независимой ленте о тяжелой судьбе преподавателей «Отрешенность», получившей в нашем прокате более благозвучное название «Учитель на замену».
По материалам Авторский киноблог Евгения Жаркова