Если власти и нефтяники не достигнут новых договоренностей о заморозке цен на топливо, вместо $1 за литр бензина автомобилистам России придется платить 1 евро. К такому выводу пришли участники онлайн-конференции «Финама».
Цены на бензин, которые на протяжении нескольких месяцев сдерживались благодаря достигнутым ранее предвыборным договоренностям между властями и нефтяниками, после инаугурации Владимира Путина могут ринуться вверх. Нефтяники постараются наверстать упущенное за предвыборную кампанию, считают аналитики.
К пессимистичным выводам их подталкивает то, что розничные цены на бензин уже подросли в большинстве регионов России. По подсчетам Росстата, за неделю со 2 по 8 апреля 2012 года они выросли на 0,2%, тогда как в предыдущие семь недель цены не менялись.
По данныме ЦДУ ТЭК, с 8 по 15 апреля розничные цены на бензин еще немного выросли в большинстве регионов. Наибольший рост был зафиксирован в Новосибирской области, где литр Аи-95 подорожал на 25 коп., а Аи-92 – на 11 коп. В Омской области бензины подорожали на 20 коп.
Начальник отдела анализа нефтегазового сектора Номос-Банка Денис Борисов на онлайн-конференции отметил, что предпосылки для дальнейшего роста цен на бензин (если конечно, не произойдет очередной неформальной договоренности между государством и нефтяниками) весьма серьезные. Сейчас, даже несмотря на высокую пошлину, бензин выгоднее экспортировать, чем поставлять на внутренний рынок – разница составляет примерно 3000 руб/т. Имеет значение также увеличение стоимости сырья (нефти) и повышение акцизов.
Единственное, что позволит избежать роста цен на бензин, по мнению аналитика ИК «Велес Капитал» Василия Тануркова, – это привязка акцизов к ценам на нефть. Такой точки зрения придерживается и глава «Лукойла» Вагит Алекперов. Но этот вариант едва ли будет принят в короткие сроки.
Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков смотрит на вещи более оптимистично: он считает, что государство, если сочтет нужным, сможет сохранить цены в рознице на прежнем уровне. «В стране накоплены рекордные запасы топлива в преддверии автомобильного сезона, а значит можно пройти сезон пикового потребления без резких ценовых колебаний», – сказал он на онлайн-конференции. Но при этом надо отдавать себе отчет, что такая конфигурация рынка неустойчива, и рано или поздно государству придется пойти на повышение цен. Иначе это будет чревато «очередным топливным кризисом на рынке и еще большим вымыванием независимого сегмента».