В этом году очередной кинопремьерный четверг совпал с Днем космонавтики, что никакого отражения в списке дебютантов не нашло. Напротив, большинство новинок бесконечно далеки от фантастической тематики, что, впрочем, никак не помешает нам обсудить их потенциальные плюсы и минусы.
В числе премьер – триллер «Ворон», рассказывающий о последних безумных деньках известного писателя Эдгара Аллана По, комедийный боевик «Мачо и ботан» о приключениях двух неудачливых копов в средней школе и полнометражный мюзикл «Маппеты». Американское кино на этой неделе вообще представлено широко, занимает половину прокатной сетки. Из Голливуда также родом ужастик «Хижина в лесу», военный триллер «Закон доблести» и приключения Холли Берри с зубастыми хищниками в драме «Заклинательница акул».
Оставшиеся места в расписании кинотеатров разыграют меж собой две ленты из Скандинавии, французская комедия и одинокий триллер отечественного производства – «901 километр». А теперь подробнее:
«Ворон» (The Raven, 2012)
Пока в Голливуде активно муссируются слухи о ремейке «Ворона», на съемках которого трагически погиб Брэндон Ли, на экраны вышел фильм, получивший у нас аналогичное название, но не имеющий никакого отношения к ленте Алекса Пройаса 1994 года.
Произведения американца Эдгара Аллена По, умершего в середине XIX века в самом расцвете творческих и жизненных сил, экранизируются практически с самого зарождения кинематографа. Благо, что материала писатель оставил после себя предостаточно. Однако ж и сам создатель многочисленных жутиков и детективов – фигура в кино популярная. Но ранее никогда не становившаяся центром настоящего блокбастера, коим является фильм новозеландца Джеймса МакТига, рекламировать который в Москву приезжал исполнитель главной роли Джон Кьюсак.
По стилю «Ворон» напомнит многим и «Семь» Дэвида Финчера, и «Сонную лощину» Бертона, но больше всего – истории Туманного Альбиона о Джеке Потрошителе и весьма незаурядный триллер «Из ада» с участием Джонни Деппа. Учтите, что у фильма взрослый рейтинг R, что подразумевает натуралистичный подход к экранизации последних дней жизни знаменитого писателя.
«Мачо и ботан» (21 Jump Street, 2012)
Двух копов-лузеров, плохо учившихся в академии, запихивают на задание в обычную американскую среднюю школу, где они должны найти источник наркотрафика. При этом здоровые лбы не должны выделяться из общей массы школьников, быть как все. Им, правда, запрещено ругаться матом, спаивать малолеток и приставать к старшеклассницам. Как при этом соблюсти законы мимикрии? Да никак.
Неожиданный комедийный хит от создателей анимационного проекта «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» объединил на экране комика Джону Хилла (изрядно, кстати, похудевшего) и Чаннинга Татума. Последний внезапно открылся зрителю с позитивной стороны, проявив недюжинный комедийный талант, что стало еще большим сюрпризом для аудитории. Действительно забавный, хоть и не лишенный штампов, проект неплохо прокатился на родине и рискует составить серьезную конкуренцию мрачному и кровавому «Ворону».
«Хижина в лесу» (The Cabin in the Woods, 2011)
Молодежная компания отправляется на уик-энд в заброшенную хижину в лесу, где они планируют изрядно оторваться и насладиться отсутствием цивилизации. Знакомое начало, не правда ли? Подобным образом начинаются многие жутики, вроде культовых «Зловещих мертвецов» или заурядного «Поворота не туда». А теперь забудьте о возможных совпадениях, ибо картина Дрю Годдара (сценарист сериала «Остаться в живых» и «Монстро») в кои-то веки перевернет ваши представления об ужастиках. Фантазии авторов хватило на то, чтобы создать «фильм в фильме», максимально замаскировав изначальный замысел за кучей избитых штампов, являющихся всего лишь фальшивкой. Настоящая «Хижина в лесу» – это филигранный, страшный и весьма замысловатый триллер, сборник киноцитат и оригинальный проект, способный стать своеобразным событием в своем жанре.
«Маппеты» (The Muppets, 2011)
Рискну предположить, что Маппеты, как и Смешарики, не могут нравиться всем. Кому-то эти куклы кажутся невероятно забавными, а кто-то их на дух не переносит. Дело вкуса, конечно, но отрицать всемирную популярность героев легендарного «Маппет-шоу» Джима Хенсона просто глупо. На героях «Улицы Сезам», «Горы Фрэгглов» и, собственно, самого шоу, выросло не одно поколение. Однако до сих пор полнометражные версии приключений этих кукол с весьма своеобразным чувством юмора как-то не складывались. Пока к делу не подключились настоящие фанаты творчества Хенсона, которые отнеслись к своему проекту с любовью.
Для Хенсона Маппеты были делом всей жизни. Лягушонок Кермит, хрюшка Пигги и медвежонок Фоззи (а также еще целый сонм не менее колоритных персонажей) давно стали классикой. Новые «Маппеты» не поразят оригинальностью замысла, но напомнят старые добрые истины и повеселят детей и даже их родителей.
«Закон доблести» (Act of Valor, 2012)
Весьма странно, что американская агитка, спонсированная командованием ВМС США, добралась до российских киноэкранов. В последнее время подобные пафосные боевички всё чаще прикидываются блокбастерами, вроде «Трансформеров» или «Битвы за Лос-Анджелес». Ан нет, есть еще деятели, которым лень связываться с инопланетной угрозой. Им всё больше террористов всяких подавай. Тут-то они и развернут всю мощь американской военной машины, с непременным призывом к «братскому единению». Мотивы и поступки персонажей в боевиках, как и приказы, не обсуждаются. Есть цель-миссия-задача. Есть бравые парни, обвешанные оружием. И мерзкий тиран-злодей-маджахед-угроза стабильности. Тупо, шаблонно, откровенно скучно. Если тянет на подобный жанр, лучше пересмотреть «Черного ястреба» Ридли Скотта.
В числе дебютантов значится новая картина Джона Стокуэлла («Туристас»). Главные роли в якобы приключенческом триллере «Заклинательница акул» (в оригинале – «Темный прилив») достались Холли Берри и Оливье Мартинесу. Якобы, в данном случае, возникает из тех соображений, что двухчасовой фильм про акул мог позволить себе только Стивен Спилберг. Стокуэллу стоило бы поучиться у классиков, ибо вялотекущее действие картины заставляет зрителя подсознательно желать, чтобы кого-нибудь уже съели. Иного способа оживить картинку и не придумаешь.
Список кинопремьер также полнится двумя скандинавскими лентами. Шведскому «Последнему завещанию Нобеля» Петера Флинта не дает спать слава «Девушки с татуировкой дракона». Впрочем, этот «мировой бестселлер» больше смахивает на неудачное подражание, тем более что в кадре снова журналистка, ведущее свое принципиально независимое расследование таинственного убийства. В ограниченном прокате покажут криминальную драму «Игра» из соседней Дании, про банду мальчишек, обирающую своих сверстников.
Позитивом повеет из Франции, откуда на наши экраны прибудет романтическая комедия «Искусство любить» Эмманюэля Муре, лента со специфическим французским колоритом и откровенным, но совсем не пошлым юмором.
Что касается родного кинематографа, то «901 километр», рассказывающий о группе школьников и мистическом поезде, с большим трудом можно отнести к самобытным отечественным проектам. Очередной экзерсис на тему «подростков в опасности». Авторы, правда, обещают неожиданный финал, но они вечно что-то обещают.