Сегодня в России — День памяти погибших подводников.
Трагические события, уносящие жизни десятков и сотен защитников Отечества, не должны быть забыты, их нужно увековечивать, как была увековечена дата 7 апреля — день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец». АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года. Считалось, что по своим тактико-техническим характеристикам атомная подводная лодка этого класса опережает время примерно на четверть века: сверхпрочный корпус из титана, более 1000-метровая глубина погружения (ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров), подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость хода более 30 узлов, полное необнаружение и недосягаемость для любого оружия.
Трагедия произошла 7 апреля 1989 года в Норвежском море, когда самая глубоководная в мире боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» возвращалась из похода. На «Комсомольце» возник пожар, приведший к потере плавучести и погружению на дно уникальной субмарины. Из 69 человек экипажа безвозвратно ушли 42 человека.
В мае 1989 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки «Комсомолец». 19 декабря 1995 года Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота 7 апреля объявлено в ВМФ Днем памяти подводников экипажа АПЛ «Комсомолец» — Днем памяти погибших подводников.
Профессия моряка-подводника является одной из самых трудных профессий особого риска. Моряки-подводники погибали и в военное время, и в мирное. Печальный счет был открыт 29 (16 по ст.ст.) июня 1904 года. В этот день во время учебного погружения затонула первая боевая подводная лодка русского флота «Дельфин». Погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира лейтенант Анатолий Черкасов.
В России во время Первой мировой и Гражданской войн погибло 29 подводных лодок, в годы Второй мировой войны — 101. Во многих случаях экипажи погибли в полном составе вместе с кораблем.
12 августа 2000 года в Баренцевом море трагически погиб весь экипаж атомной подводной лодки К-141 «Курск» — 118 человек. Основная версия происшествия – взрыв учебной торпеды судна. Однако существуют мнения и насчет торпедирования американской подлодкой и столкновения с миной времен Второй мировой войны либо другим подводным объектом. Весь мир тогда сопереживал трагедии россиян.
В отечественном подводном флоте наиболее частой причиной аварий с гибелью личного состава является пожар на борту. Сопоставимой с пожаром причиной, приводящей к гибели людей, является взрыв на борту, а также различные технические неисправности. Также часто причинами катастроф становились столкновения или поступления воды в прочный корпус.
В память о погибших подводниках, с честью выполнивших свой долг перед Отечеством, 7 апреля во время подъема флагов на кораблях и судах всех флотов проходит минута молчания, а в частях подводного плавания и в военно- морских институтах проводятся вечера памяти, посвященные мужеству и героизму российских подводников.