Обработка 100-рублевых штрафов экономически нецелесообразна, полагают в Госдуме, указывая на то, что государство тратит на этот процесс больше средств, чем сам водитель на оплату штрафа, размер которого не делает правонарушителя более ответственным. Кроме того, это провоцирует рост неуплат: водители не считают нужным отстаивать очередь в банках, чтобы заплатить в казну государства несколько сотен рублей. Парламентарии уверены, что существует только один способ изменить сложившуюся ситуацию – увеличить минимальный размер штрафов.
Таким образом, о предупреждениях и копеечных суммах в квитанциях-постановлениях придется забыть раз и навсегда: речь идет о том, что самые незначительные прегрешения обойдутся водителям в сумму от 300 до 500 рублей, вместо 100 руб. сегодня. Об этом AutoNews.ru сообщил высокопоставленный источник в Госдуме.
Параллельно с увеличением существующих штрафов предполагается внести и другие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). И они, вопреки сложившейся традиции, автомобилистам ничего плохого не принесут – скорее, наоборот. Законопроект, подготовленный первым зампредом думского комитета по госстроительству, депутатом «Единой России» и лидером движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеславом Лысаковым, предусматривает введение «дисконтных программ» при оплате штрафов.
Инициатор закона полагает, что можно повысить их собираемость, применив «пряничный» сценарий: автомобилисты смогут платить лишь половину от полной суммы, которая значится в квитанции-постановлении.
Предположим, что вас поймали за грубейшим нарушением: ездой по встречной полосе движения. И поймал не инспектор, а камера. В таком случае полагается штраф размером 5000 рублей, и письмо счастья в скором времени появится в вашем почтовом ящике. Если вы успеете заглянуть в Сбербанк (данные о штрафах, оплаченных в других банках, в ГИБДД, к сожалению, не поступают) в течение 10 дней после получения квитанции, то вам полагается скидка: 2,5 тысячи рублей.
Налицо приличная экономия. Однако лишь в тех случаях, когда сумма штрафа действительно пугает количеством нулей. Будет ли такая схема эффективной с 300- и 500-рублевыми наказаниями, неизвестно. Впрочем, у депутатов есть готовый рецепт решения этой проблемы: ввести пени на каждый день просрочки. Соответствующий законопроект обещал подготовить Вячеслав Лысаков. Таким образом, невинная на первый взгляд сумма штрафа со временем может вырасти до угрожающих размеров. Или аукнуться нерадивому автомобилисту административным арестом.
Глава комитета по госстроительству Владимир Плигин идею «скидок на штрафы» одобрил, заявив, что она, скорее всего, найдет понимание в Госдуме: «Мы неоднократно обсуждали с экспертами такого рода стимулирующие меры. Мне кажется, это является актуальным для нас». В том, что поправки к КоАП будут одобрены, нет практически никаких сомнений – он нашел поддержку и в Госавтоинспекеции.
Сам же автор «дисконтного» законопроекта, Вячеслав Лысаков, ссылаясь на неформальные консультации в стенах Госдумы, рассказал AutoNews.ru, что никаких препятствий для принятия поправок не видит. По его мнению, скидка на штрафы может, в том числе, снизить и количество поборов на дорогах.
Депутат справедливо полагает, что многие водители предпочтут отдать половину суммы государству, а не сотруднику ДПС. Насколько это повысит собираемость штрафов, Лысаков ответить затруднился – однако он уверен, что эта цифра определенно преодолеет порог в 50% – ведь на сегодняшний день оплачивается только половина квитанций-постановлений.
В случае увеличения минимального размера штрафов и введения пеней за просрочку платежа, ситуация должна измениться кардинальным образом – в этом нет сомнений ни у экспертов, ни у депутатов, ни у автомобилистов.