Уфа на протяжении последних пяти лет входит в тройку российских городов-миллионников по обороту розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг на душу населения. А среди региональных центров Приволжского федерального округа башкирская столица по этому показателю занимает первое место. Уфа также стабильно лидирует по обеспеченности площадями торговых объектов. Всего на территории городского округа функционируют более 5,6 тысячи предприятий торговли и общественного питания, из них 4566 предприятий торговли и 1216 общепита.
Такие данные были приведены на пресс-конференции с участием заместителя главы администрации Уфы Марата Галиуллина и начальника управления потребительского рынка Ирины Рублевой, которые рассказали об итогах развития предприятий потребительского рынка города за 2011 год и перспективах на этот год.
Так, оборот розничной торговли по полному кругу предприятий торговли Уфы за прошлый год составил 337 млрд 625 млн рублей при темпе роста с начала года в 112,2 процента. Доля столицы в республиканском товарообороте — 58,4 процента.
По словам Марата Галиуллина, если по итогам 2009 года наблюдалось снижение объемов оборота общественного питания, то с 2010 года отмечается его повышение. По итогам 2011 года темп роста составил 125 процентов, индекс в товарной массе — 108,3 процента, что в денежном выражении составило 14 млрд 556 млн рублей.
Кроме того, анализ последних лет показывает, что сфера услуг востребована населением, здесь отмечается рост объемов. В минувшем году населению оказано услуг на сумму 12 млрд 490 млн рублей. Для сравнения: в 2010 году – 11,9 млрд рублей.
Обеспеченность площадями торговых объектов в расчете на 1000 жителей города на 1 января текущего года составила 1010 квадратных метров, что на 107 «квадратов» превышает нормативы минимальной обеспеченности торговыми площадями, установленные Правительством Башкортостана.
Проведенный в 2011 году центром исследований «Социомаркет» опрос жителей Уфы говорит о том, что горожане довольно высоко оценивают обеспеченность торговыми площадями своего микрорайона: 95,3 процента респондентов удовлетворены наличием продовольственных магазинов, 70,8 процента респондентов — наличием магазинов непродовольственной группы.
Как отметил Марат Галиуллин, сегодня в Уфе насчитывается более 250 торговых сетей, это более полутора тысяч магазинов, доля которых в общем объеме розничного товарооборота составляет 22 процента. Среди торговых сетей 35 процентов занимают магазины продовольственной группы товаров и лишь 10 процентов — магазины «эконом-класса».
На пресс-конференции прозвучало, что наряду с преимущественным развитием стационарной торговли и ее современных форматов будет продолжена работа по упорядочению нестационарных торговых объектов, которые сегодня занимают 39000 квадратных метров или четыре процента всех торговых площадей в городе.
В соответствии с решениями горсовета размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения по результатам торгов. В частности, размещение нестационарных объектов типа «киоск», «павильон», «летнее кафе» будет производиться через аукцион. Нестационарные передвижные объекты (автоцистерны, автолавки, лотки и т.п.) будут размещаться по упрощенной процедуре.
В Уфе продолжают развиваться и предприятия общественного питания. Сегодня из 1216 предприятий города 566 объектов общедоступной сети на 32306 посадочных мест. Обеспеченность в этом сегменте на 1000 жителей составляет 30,3 посадочных места, что для современного миллионного города явно недостаточно. Для сравнения: в Екатеринбурге обеспеченность населения посадочными местами на одного жителя составляет 49 мест, в Казани – 40 мест, в Перми – 38, Самаре – 34 и Волгограде – 33 места.
В последние годы получили развитие предприятия общественного питания семейного типа, открывающиеся в крупных торговых и торгово-развлекательных комплексах. Но, как показывает опрос жителей города, а это 25,8 процента опрошенных, в Уфе еще недостаточно заведений для семейного отдыха, и пожелание горожан — сделать их более доступными по ценовой политике.