Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу уже полтора месяца назад, но некоторые автомобилисты до сих пор не могут разобраться, в каком порядке, с какими документами и где можно пройти техосмотр автомобиля в Уфе. Напоминаем, что с 1 января технический осмотр автомобилей осуществляют аккредитованные Российским союзом автостраховщиков частные компании, в свою очередь с МВД ответственность за ТО теперь снята. Отметим: для того чтобы оператор смог получить аккредитацию, необходимо представить в РСА определенные документы, частные пункты должны располагать определенными средствами технического диагностирования; иметь в штате не менее одного технического эксперта и обладать техническими возможностями для передачи сведений в единую автоматизированную информационную систему. Эта база создается для ведения обязательного учета сведений о результатах проведения ТО, например, туда вносятся такие данные, как марка и модель машины, сведения о владельце, номер, дата выдачи, срок действия талона и другие. При соблюдении всех этих условий оператор ТО получает аттестат на неопределенный срок действия. Заметим, что пройти аккредитацию в сфере технического осмотра – удовольствие не из дешевых, размер платы составляет 20 тыс. рублей за рассмотрение заявления о предоставлении аттестата аккредитации плюс 10 тыс. рублей за каждый пункт технического осмотра, указанный в этом заявлении.
Все станции технического осмотра, действующие до 2012 года, получили аккредитацию автоматически. Такой станцией, причем единственной в Уфе, где можно пройти техосмотр, является пункт «БашТехКонтроль», расположенный в Затоне по ул. Летчиков, 2/3. Несмотря на это, согласно изменениям, автомобилист с легкостью сможет приехать к любому другому оператору России, и тот, в свою очередь, обязан оказать услугу по проведению техосмотра, вне зависимости от места регистрации машины и места жительства обратившегося. По Башкортостану таких пунктов 48.
Талоны ТО получат все
Итак, если раньше водителю необходимо было в первую очередь оформить полис ОСАГО, то теперь, по новому порядку регистрации транспорта, под номером один стоит прохождение техосмотра. Правительство республики установило предельный размер платы за ТО, согласно которому максимальный размер для легковых автомобилей не превышает 450 рублей, для автобусов, троллейбусов и других транспортных средств массой менее 5 тонн – 810 рублей, транспортные средства, используемые для перевозки грузов и массой более 12 тонн, – 1020 рублей. Суммы указаны без учета банковских комиссий.
Что касается самих талонов, то недолгое время назад ходил слух о том, что бланков ТО на все регионы России может просто не хватить. Данную информацию прокомментировал начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.
– Согласно постановлению правительства на 1 квартал 2012 года предусмотрено обеспечение организаций, внесенных в реестр операторов ТО, бланками талонов технического осмотра старого образца. Кроме того, организации, внесенные в реестр, с 1 января 2012 года вправе заключать трехсторонние договоры с РСА и Гознаком на обеспечение талонами нового образца. В настоящее время в территориальные органы МВД направлены заявки на получение свыше 7 миллионов бланков ГТО старого образца, а в «Гознак» направлены заявки на обеспечение операторов более чем 6 млн. бланков ТО нового образца, – отметил Порватов.
Как рассказали в «БашТехКонтроле», в Уфе на 1 квартал 2012 года количество талонов техосмотра пока достаточно, и в перспективе вопрос об обеспечении операторов бланками нового образца трудностей не обещает. К сведению, в настоящее время в уфимском пункте техосмотр проходят порядка 160-200 автомобилей ежедневно.
Без ТО нет ОСАГО
Согласно изменениям, заключить договор ОСАГО теперь можно только при наличии в руках действующего талона техосмотра. Кроме того, проверять, есть ли у вас ТО, будет только страховая компания, и за отсутствие талона ответственность не предусмотрена, то есть инспектор ГИБДД не имеет право вас оштрафовать. По словам представителей компании «Росгосстрах», на первый взгляд изменения достаточны просты, но вопросов у автолюбителей по поводу закона о ТО возникает очень много, так что он начинает «обрастать» мифами.
Миф первый: сама процедура прохождения технического осмотра осталась прежней.
На самом деле при проведении технического осмотра заполняется так называемая
диагностическая карта, в которой фиксируется соответствие требований к техническому
состоянию ТС и реального его состояния. Так вот, количество пунктов этой
диагностической карты значительно сократилось. То есть прохождение ТО стало заметно
проще и быстрее.
Миф второй: если полис ОСАГО еще действует, а действие талона ТО закончилось, при
управлении автомобилем водителю будет выписан штраф.
В реальности с 1 января 2012 года никто не вправе наложить на вас штраф за отсутствие талона ТО. Вообще наличие талона технического осмотра не проверяется нигде, кроме как в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО (за исключением легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь, кроме места для водителя, специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов).
Миф третий: если срок действия талона ТО закончился раньше окончания срока
действия договора ОСАГО (либо талон ТО есть, но вы сомневаетесь в правильности его
оформления), то в случае ДТП страховая компания откажет в выплате (либо предъявит
регрессное требование).
Спорные вопросы
На самом деле в законе об ОСАГО не указано, что виновник ДТП обязан предоставить талон ТО, а это означает ровно то, что отсутствие у вас действующего техосмотра никак не влияет на осуществление выплаты страховой компании, главное, чтобы у вас был действующий полис ОСАГО.
Отметим: в феврале в новый закон о техосмотре внесены некоторые поправки, согласно которым при покупке полиса ОСАГО достаточно иметь при себе договор о проведении ТО, заключенный с аккредитованным оператором, где указан срок прохождения диагностики. Как подчеркнули участники страхового рынка, эти изменения должны сделать механизм прохождения техосмотра более удобным, а также помочь решить ряд спорных вопросов.
Однако в реальности спорные вопросы только нарастают, так как власти до сих пор не могут определиться с изменениями в законе о ТО и рассматривают еще возможности внесения поправок. Так, в Госдуму внесен законопроект, который может снова дать право ГИБДД штрафовать водителей или снимать номера за отсутствие ТО, иными словами, часть контрольных функций, которые были в 2011 году, смогут вернуться. Кроме того, предлагается ужесточить ответственность в случае ДТП с пострадавшими. Так, если виновный в аварии водитель управлял машиной без пройденного ТО, то ему грозит наказание в виде штрафа 3-3,5 тыс. руб. (причинение легкого вреда здоровью) и лишение прав на срок до двух лет (за причинение ущерба здоровью средней тяжести). Это еще не весь ряд предложений, и часть поправок депутатам еще предстоит рассмотреть.
Из всего этого ясно одно: на пути к модернизации и реформированию закона о ТО своего рода путаница с законом происходит только у автомобилистов. Непонятно только вот что: для чего необходимо менять систему ТО, когда через некоторое время мы можем практически возвратиться к тому, от чего ушли.
Как будем разбираться с этим, россияне? Будем лоббировать интересы народа или кучки “пузанов”, которые до сих пор не могут разобраться с каким-то ОСАГО?