«Купи одну — получи вторую бесплатно», «пять по цене трех», «50% скидки на товары с этой полки» — такие и прочие завлекательные надписи можно увидеть почти в любом крупном магазине, причем не только в канун Нового года. Однако в преддверии праздников количество подобных предложений увеличивается в разы. Только зачастую это связано не с душевной добротой торговых операторов и их желанием порадовать покупателей, а с тем, что предпраздничные дни, по утверждению экспертов, идеальное время для сбыта старой или не очень ходовой продукции. Это подтверждает и президент брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев.
«Новогодние праздники и прочие события — очень удачный повод увеличить сбыт. Причем сбывают чаще всего то, что сбыть в обычные дни не так-то просто. Ну, посудите сами: то, что улетает как пирожки, нет смысла продавать по скидке. Или сбывают просроченные товары», — рассказывает Андреев.
В свою очередь, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков считает, что в нашей стране, независимо от праздничных или будничных дней, магазины всегда найдут, как реализовать товар.
«У нас в магазинах уже давно налажено безотходное производство. Все просроченные товары просто перемаркируются и ставится новая дата. Нет такой проблемы у магазинов — как сбыть товар. К тому же государственный контроль отсутствует полностью», — отмечает Аншаков.
Между тем, существует список товаров, которые реанимировать проще всего (неважно, в праздники или в обычные дни). В первую очередь к ним относятся колбаса, копченая рыба, икра, полуфабрикаты и кулинария, косметика, вина, а также конфеты и кондитерские изделия. Способов придать товару вторую свежесть — множество. Так, просроченный алкоголь, конфеты, печенья, косметику чаще всего упаковывают в праздничную обертку, украшают бантиками и прочей мишурой, делают из них подарочные наборы по выгодной цене и реализуют. При этом у покупателя элементарно нет возможности разглядеть сроки годности.
Колбасы, покрывшиеся плесенью, тщательно моют, используя при этом моющие средства, а потом натирают растительным маслом. Еще один вариант — пустить их в нарезку. На таких лотках ежедневно выставляется свежая дата фасовки, таким образом, несмотря на истинный срок выпуска, колбаска свежеет день ото дня. Такие же манипуляции могут проводить с сыром, с копченой рыбой. Еще один вариант — пустить залежалые продукты в нарезные салаты. Поэтому Михаил Аншаков вообще не рекомендует покупать что-либо, фасованное в магазине.
«Поскольку фальсификация сроков годности налажена, мы не рекомендуем покупать нарезки — в них идут просрочки, развесные салаты — туда тоже идет просрочка и все, что в принципе расфасовано в магазине», — утверждает эксперт.
Особенно бдительными и осторожными надо быть с излюбленным новогодним деликатесом — красной икрой. Так, просроченную партию из банок могут промыть раствором марганцовки и продавать уже на развес, фасуя в магазинную тару — пластиковые контейнеры. Соответственно, во избежание отравлений, лучше покупать это лакомство, упакованное не магазином, а производителем и с точным указанием даты выпуска.
В свою очередь, эксперты напоминают потребителям об их правах: любую просроченную продукцию можно вернуть. Даже без чека. Пошаговую инструкцию дает Михаил Аншаков.
«Потребитель обращается в магазин с претензией и с требованием возместить стоимость товара и требованием убрать всю продукцию с прилавка. Он может это сделать без чека. Это право гарантировано 18 статьей закона о защите прав потребителей», — рассказывает Аншаков.
Стоить добавить, что предупреждения магазина о невозможности сдать товары, участвующие в акциях, противозаконны. Конечно, все это не значит, что все праздничные акции таят в себе подвох, а во всех товарах со скидками или подарочных наборах обязательно будет что-то просроченное. Однако, как советуют эксперты, не надо терять бдительность и совершать импульсные покупки, какими бы выгодными они не казались.