У жителей Антонио Бэй на носу юбилей. 100 лет, как первые поселенцы поставили здесь палатки, забили кол с американским флагом и построили церковь. Короче, застолбили за собой право здесь жить и размножаться. Теперь горожане сей радостный ностальгический факт хотят с помпой отметить, ради чего сваяли в центре города скромный монумент и заготовили пироги с капустой.
Однако праздник может приказать долго жить. Местный священник, отец Мэлоун, находит рукописный дневник своего предка. Манускрипт вещает, что сто лет тому назад поселенцы повели себя как скоты неблагодарные. Прадед Мэлоуна с подельниками пообещали руководителю лепрозория место под солнцем Калифорнии, а вместо этого развели в тумане барбекю и завели несчастных прокаженных на рифы. Корабль «Элизабет Дэйн» благополучно пошел ко дну вместе со всеми пассажирами и командой. Золото, разумеется, мерзавцы оставили себе, основав на месте грязного болота Антонио Бэй.
Узнав правду из первых рук, Мэлоун загрустил, припал к бутылке и потерял интерес к грядущему торжеству. Остальные жители пока не в курсе, что собираются танцевать на костях. Сами же кости просятся в гости, ибо настало время потомкам заплатить за грешки своих предков кровью.
На город медленно наползает густой туман, обволакивая дома и заполоняя собой улицы. В тумане том прячутся потасканные временем и долгим пребыванием на дне больные проказой, жаждущие сведения счетов. В руках у них мачете и крюки, в глазах пустота. Встреча с ними не сулит ничего хорошего, но горожане не ведают об истинной начинке тумана. И смело открывают дверь, чтобы взглянуть в лицо собственной смерти…
На съемках своего шестого фильма Джон Карпентер выступил в роли человека-оркестра. И жнец, и швец, и на дуде игрец. Причем буквально. Он и музычку сочинил, и сценарий написал (совместно с Деброй Хилл), и даже крошечным камео зрителя порадовал. В главной женской роли – его тогдашняя жена и муза Эдриенн Барбо. Тут же, поодаль, протеже в лице Джейми Ли Кертис, успевшей истошно надорвать глотку в его «Хэллоуине».
Посему очевидно, что никакого отношения к одноименной повести Стивена Кинга лента Карпентера отношения не имеет. Тем более что одноименность всплыла на свет только в русском переводе. Впрочем, не исключено, что Кинг, которого не раз обвиняли в плагиате, немного позаимствовал задумку. Самую малость. А Карпентер в отместку тремя годами позже экранизировал его «Кристину». Так что авторы в расчете. Каждый у каждого что-то слямзил.
Фильм у Карпентера получился жутковатый. Примитивный по сути, но страшненький. Мерный стук в дверь. Ползущий против ветра туман. Темные, размытые фигуры во мгле. Мертвецы, шевелящиеся под простынкой. И за всем этим перекошенные от страха физиономии героев. Немудрено. Когда из тумана к тебе тянется полусгнившая длань с колюще-режущим предметом, поневоле взволнуешься.
Но дело даже не в наличии загадочных монстров, чья тайна будет раскрыта ближе к животрепещущему финалу. Весь нюанс в атмосфере тихого ужаса, который подобно туману, заползающему под дверь, пробирается под кожу зрителя. На самом деле «Туман» не столько пугает, сколько тревожит. И в каждом последующем кадре, будь то одинокая волна, набегающая на берег, иль мрачные облака, бегущие над пустынным пейзажем, подсознательно ищешь угрозу. Куда там нынешним ахам-страхам, немощным и кровавым. Способным разве что заставить обкакаться младенца. И то от неожиданности. Им бы у классиков жанра поучиться, как надо грамотно доводить публику до кондрашки. Заметьте, у Карпентера в кадре нет ни крови, ни выпадающих кишок. Скупыми красками он принуждает аудиторию смотреть «Туман» при включенном свете. И каждый поход за бутербродом на кухню становится испытанием на храбрость. Это вам не пыльным мешком из-за угла. Тут разуметь надо.
Немалую долю саспенса фильму придает и музыкальное сопровождение, написанное самим Карпентером и обработанное на синтезаторе Дэном Уаймэном. В данном случае это непросто какой-то фон, а настоящий минишедевр, являющийся неотъемлемой частью происходящего. Режиссер в большинстве случаев сам сочинял саундтрек к своим фильмам, и каждый раз добивался нужного эффекта.
Несмотря на то, что прибыль от проката «Тумана» превысила затраты на производство в 20 (!) раз, критически настроенные массы были не очень высокого мнения об очередном творении хоррормейкера. Основные претензии вполне очевидны и фокусируются на множественных нестыковках сюжета. Режиссер и сам был недоволен своей работой, и даже на стадии пост-продакшна переделал почти треть отснятого материала.
В 2005 году режиссер Руперт Вейнрайт, известный лишь мистическо-религиозным триллером «Стигматы», предпринял решительную попытку реанимировать атмосферный ужастик. Карпентеру тоже предлагали, но тот стойко отказался, удовлетворившись должностью продюсера. Звезд сильно дорогих приглашать не стали, набрали актеров с телевидения, правда, из довольно успешных сериалов. Мэгги Грэйс – из «Остаться в живых», Тома Уэллинга – из «Тайн Смолвилля». Но вышло совсем скучно.
И тут-то все поняли, чем был хорош оригинал. Он не задурял зрителю голову мотивами и дурацкими диалогами. В нем почти отсутствовали набившие оскомину штампы. Его неторопливость и задумчивость, вкупе с тихой, но такой пронзительной музыкой, давала возможность зрителю полностью проникнуться кошмарами тихого портового городка. В ремейке же всё буквально. Если к вам стучится монстр с мачете в руке, значит, это кому-нибудь нужно? Все пытаются мыслить логически, искать подоплеку, копать в подтекст и жаждать истины. Но интересной истории всё равно не получилось. Персонажи все какие-то сжульканные, недосказанные, схематичные. Трудно сопереживать манекенам.
Если рассматривать «Туман» в ретроспективе творчества мастера, то у Карпентера, безусловно, были и гораздо более интересные фильмы. Тот же «Хэллоуин» или «Князь тьмы», «Кристина». И, разумеется, «Нечто» и «Большой переполох в маленьком Китае». Увы, где-то с середины девяностых Карпентер растерял остатки своего таланта и с головой ушел в столь сомнительные по качеству проекты, что проще даже не упоминать их всуе. Но его ранние картины мы помним и любим. И «Туман» в их числе.