ТО по-новому: хотели как лучше…

Новые правила техосмотра работают всего три недели, а страховщики и защитники прав автовладельцев уже предлагают ввести мораторий на закон о ТО, потому как в нынешнем виде процедура превратилась в фарс

С начала года проведением тех­осмотра получили возможность заниматься частные операторы. Ранее эту функцию полностью выполняла ГИБДД. Но за первые три недели действия закона в Москве было зарегистрировано всего 14 новых операторов ТО. Таким образом, пока они не составили достойной альтернативы государственным пунктам. В чем же проблема? Председатель Союза предприятий технического осмотра Игорь Климаков открыто говорит, что как бизнес проведение ТО – убыточное дело: «690 рублей – это смешная цена, учитывая затраты на оборудование и зарплаты специалистам. По нашим подсчетам, техосмотр должен стоить не менее полутора тысяч, чтобы приносить прибыль».
Но главная проблема даже не в деньгах. Дело в том, что с нового года все операторы ТО должны были получить талоны нового образца. 2,5 млн новых бланков было выдано закрытому акционерному обществу «Техосмотр», которое работает в тандеме с крупнейшей российской страховой компанией «Росгосстрах», на всех же остальных операторов, по словам начальницы Управления розничного страхования компании «РЕСО-Гарантия» Елены Злыгоревой, была выделена в общей сложности тысяча тало­нов. Таким образом, получается, что РГС и ЗАО «Техосмотр» фактически монополизировали этот рынок. В ЗАО «Техосмотр» подтвердили факт получения двух с половиной миллионов бланков нового образца – именно это количество компания запрашивала при аккредитации, учитывая количество пунктов ТО и их пропускную способность. Нехватку талонов у других операторов в ЗАО «Техосмотр» объясняют тем, что договоры на обеспечение бланками талонов нового образца были заключены Гознаком только с двумя организациями, остальные же работают по старым талонам, которых по состоянию на 19 января РСА выдал почти семь миллионов. Кроме того, к 26 января Гознак напечатал порядка девяти миллионов бланков нового образца.
На этом претензии не кончаются. Странно также и то, что ЗАО «Техосмотр» в реестре зарегистрировано с 1 января – в официальный выходной день всей страны.
Массу нареканий и обвинений вызывает схема, по которой «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» осуществляют продажу полисов ОСАГО. «Это не прохождение тех­осмотра, не реальная диагностика автомобиля, а, как можно прочитать в отзывах людей в Интернете, девушка на шпильках выходит и за две минуты проводит диагностику автомобиля, − рассказывает Елена Злыгорева. − Есть реальные станции технического осмотра, которые вкладывают деньги в оборудование, в сами пункты, в поддержание квалификации экспертов. А тут мы получаем некую иную схему по продаже талонов в огромных масштабах». То, что талоны ТО и раньше можно было просто купить, сэкономив время и нервные клетки, все и так знают, но никогда, по мнению экспертов, продажа не осуществлялась так открыто и нагло.
В ЗАО «Техосмотр» нам объяснили, как работает их схема: «При обращении к нам клиент «Росгосстраха» предоставляет эксперту бланк талона техосмотра (который не имеет юридической силы), куда вписаны данные об автомобиле. По сути, это подтверждение того, что договор о проведении ТО уже заключен и услуги оплачены – чтобы эксперт не тратил время на оформление указанных документов. Далее технический эксперт обязательно проводит техническое диагностирование транспортного средства. В случае если автомобиль проходит техническую диагностику и соответствует всем предъявляемым к его безопасности требованиям, эксперт ЗАО «Техосмотр» выносит решение о возможности эксплуатации автомобиля, ставит дату прохождения процедуры и подписывает бланк талона. С этого момента начинается действие техталона».
Означает же это следующее: клиент, приходящий в «Росгосстрах», оплачивает техосмотр и страховку и получает на руки вроде бы заполненный бланк талона, но без подписи, то есть недействительный. Подпись же ему должны поставить у оператора ТО после проведения диагностики. Но зачем ему эта подпись, если по новым правилам гаишники не имеют права требовать от водителя талона, а страховку ему выписали и без подписи техэксперта.
Как же бороться с монополией «Росгосстраха» и ЗАО «Техосмотр»? Страховщики считают, что лицензию у недобросовестного оператора нужно отобрать, а пока эксперты сходятся во мнении, что на закон о техосмотре нужно наложить мораторий до тех пор, пока всем частным операторам ТО не предоставят равных условий. Сделать это собирались еще в конце 2011 года, но Госдума просто не успела бы рассмотреть законопроект.

Комментарий

Сергей Канаев, президент Федерации автовладельцев России:
– В принципе прохождение технического осмотра по-новому − это всего-навсего дополнительный налог или, можно сказать, дополнительный коэффициент по ОСАГО, ведь сейчас некие компании выдают талон вместе с полисом ОСАГО. Я считаю, что нужно сделать техосмотр добровольным, как в Америке. Создать единую базу данных, с чем согласны многие страховые компании. С этим согласны и ГИБДД, и налоговая инспекция, и автовладельцы. Эта единая база и будет регулятором добровольного прохождения технического осмотра – по системе американской базы CARFAX, из которой можно получить все данные о любом автомобиле. Каждый человек, являясь собственником, как покупает машину, так и продает. Соответственно он заинтересован в том, чтобы все данные были как можно лучше, чтобы у него был вовремя пройден техосмотр, чтобы у него были проплачены все страховки, чтобы у него меньше было аварий и так далее.
CARFAX − это подробный отчет по истории транспортного средства, которое эксплуатировалось на территории США или Канады. По статистике, отчеты этой организации заказывают миллионы людей ежегодно. Для получения отчета по любой подержанной машине достаточно знать ее идентификационный номер (VIN). База данных CARFAX содержит более пяти миллиардов записей. В России подобная база данных всех автомобилей должна появиться в 2013 году.

Техосмотр в мире

Япония

Обязательный техосмотр проводится в Стране восходящего солнца через три года после покупки новой машины и затем каждые два года. Автомобиль проверяют по 100 параметрам. Цена не является фиксированной и зависит от объема двигателя, но в среднем составляет около 1500 долларов США.

США

В большинстве штатов техосмотр проводится добровольно. Стоит он около $5. Входят в него только так называемый смог-контроль и визуальный осмотр автомобиля.

Великобритания

Техосмотр здесь стоит не более $90. В Великобритании нельзя эксплуатировать автомобиль без талона техосмотра. На устранение неисправностей дается всего 10 дней, но за повторный осмотр платить уже не надо.

Франция

Здесь техосмотром занимаются авторизованные центры. Таких центров немного, поэтому на прохождение ТО всегда существует двухнедельная очередь. Сама процедура занимает полчаса и стоит около $100. Время, отведенное на ликвидацию неисправностей, составляет целых два месяца. Однако, если не успеете с ремонтом к сроку, наказание будет суровым – вплоть до лишения прав.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:
– Около 80% автовладельцев, приходящих сейчас в страховые компании, вынуждены развернуться и уйти ни с чем, так как не прошли ТО. Неосведомленность людей катастрофически большая. Причем не факт, что, получив талон, они вернутся к своим страховым компаниям, ведь на пунктах прохождения техосмотра теперь дежурят брокеры, которые в основном сотрудничают с так называемыми страховщиками-однодневками. Так куда же людям идти и кому доверять?
Сумятица и непонимание – все, что внес в жизнь автолюбителя
закон о новых правилах технического осмотра.