Дорога, две полосы движения разделены сплошной линией. Автобус задержался на остановке. Вы объезжаете неожиданное препятствие… и тут же попадаете в объятия инспектора ДПС! Служивый объявляет: левыми колесами вы, дескать, пересекли сплошную линию. Что делать?
ПО ЗАКОНУ
Обвинение в большинстве случаев опирается на рапорт и схему правонарушения, составленные инспектором ДПС. Если нарушение зафиксировано фото- или видеокамерой, тут шансов нет. В отсутствие документальных доказательств (фото, видео) надо записать в протокол: не согласен, нарушения не было. Туда же внести данные свидетелей (пассажиры, водители автомобилей, проезжавших мимо), способных подтвердить вашу позицию. Уповать на то, что за объезд препятствия положен лишь штраф, не стоит. Верховный суд разъяснил: автобус, высаживающий пассажиров, препятствием не считается. Значит, дело решит суд, на кону ваше водительское удостоверение. Не резон надеяться и на то, что выезд на встречку лишь двумя колесами расценят более гуманно. В правилах четко прописано: на встречную полосу выезжать запрещается, не важно как. Ваш единственный шанс – показать суду несостоятельность обвинения ГИБДД. В ход идут свидетельские показания; напирайте на то, что позиция инспектора ДПС ничем документально не подтверждена. По закону, если в деле имеются противоречивые доказательства и нет неопровержимых фактов виновности водителя, дело прекращают. Этого требует установленный КоАП РФ принцип презумпции невиновности. Не смогли убедить судью в своей правоте – жалуйтесь в вышестоящую судебную инстанцию. При грамотном подходе и упорстве удается (крайне редко!) добиться отмены решения о лишении права управления. Но польза от «бодания с дубом» все-таки есть: наш суд, конечно же, неумолим, однако вправе назначить минимально возможный срок лишения прав – четыре месяца. Итак, эффективность – меньше 1%.
ПО ПОНЯТИЯМ
С инспектором можно и нужно договариваться! Не верь никому, в суде добиться правды не получится. Адвокаты – лишняя трата денег. Главное – показать инспектору свое доброе намерение решить вопрос на месте. Причем сразу: если он начнет составлять протокол, цена увеличится. Тут важно не попасться на провокацию: Уголовный кодекс никто не отменял. Поэтому инспектор ГАИ будет предельно внимателен и осторожен. Для начала с ним нужно условиться о сумме. Переговоры вести вне машины, руки вынуть из карманов, объясняться самыми нейтральными выражениями. «Пятнадцать, нормально?» Согласитесь, понять, о чем тут речь, смогут лишь непосредственные участники разговора. С какой суммы начинать торг, водители обычно знают: ставки подобных соглашений в каждом регионе свои. В столице, к примеру, за встречку – это как раз от 15 тысяч рублей. Хотя ценники, конечно, никто не развешивает и договориться можно дешевле. Деньги передавать незаметно! Делать это на улице, стать так, чтобы спиной прикрыть сделку от спрятанной (чем черт не шутит!) видео-камеры. Получилось? Ну вот, что и требовалось доказать. Не такая уж большая плата за возможность ездить дальше – 15 тысяч… Что, не получилось? На руках защелкнулись наручники? Значит, где-то недоработали. Ничего страшного, хороший адвокат поможет избежать лишения свободы. Правда, это намного дороже – раз эдак в двадцать. Но ничего, в следующий раз я надежный способ расскажу, проверенный… Эффективность способа – примерно 60%, но можно и загреметь.
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ – КОРРУПЦИИ
Почему многие следуют советам от лукавого? Все просто. По большому счету государство само провоцирует водителей на такие поступки. Ведь в кодексе записано, что нарушения должны разбираться всесторонне, с учетом всех нюансов и обстоятельств. В нашей ситуации водитель, возможно, нарушил ПДД, выехав двумя колесами на встречную полосу. Но почему он это сделал? Потому, что городские власти не построили карман для автобуса, вот он и перекрыл движение. Назвать такой объезд выездом на встречку можно с большой натяжкой. Ведь водитель убедился в отсутствии встречных машин, для их проезда оставалось место. Маневр получился вынужденным, вдобавок безопасным. Однако наказание за это грозит ровно такое же, как за обгон на большой скорости по встречке на узком, опасном шоссе. Инспектора же все эти рассуждения не интересуют, ему важен сам факт и количество оформленных за время дежурства протоколов. А суд – просто карающий орган. Что же в итоге? В первом полугодии 2011 года за выезд на встречную полосу в России наказаны 91 472 человека (85 052 лишены права управления, 6416 оштрафованы, так как их нарушения зафиксировали автоматические видеокамеры). И только четыре (!) водителя во всей стране сумели доказать невиновность. То есть вероятность отстоять свою позицию в справедливом российском суде составляет… четыре тысячных процента! Неудивительно, что большинство предпочитает «договариваться на месте»… Что делать? Правильный выход из сложившейся ситуации – менять законодательство. Наказание должно соответствовать тяжести совершенного нарушения. Я считаю: необходимо четко прописать все варианты выезда на встречную полосу и для каждого установить меру ответственности.