Когда в Голливуд нахлынула мода на кунг-фу, местные умельцы разной степени бесталанности бросились клепать второсортные боевички с непременным присутствием изощренного мордобоя. Напрягать родную публику азиатскими лицами решались немногие, импортная продукция никогда в США успехом не пользовалась.
Все находились в постоянном поиске бледнолицых самородков, способных эффектно махать руками и ногами и при этом не только «жевать в голову». Чака Норриса на всех не хватало, брали даже тех, кто подходил лишь фактурой.
Именно так, по причине отсутствия достойного выбора (Чак таки отказался) волной на берег вынесло симпатичного прокачанного юношу Майкла с псевдорусской фамилией Дудикофф. Хотя какой на фиг юноша? Майклу уже стукнуло 31, когда его пригласили сниматься в боевике «Американский воин». Чуть позже, на стадии пост-продакшна картине поменяли заголовок. Так появился «Американский ниндзя», один из культовых шлягеров эпохи видеосалонов.
…Американская военная база, затерянная посреди джунглей безымянной банановой республики. Местные партизаны регулярно грабят караваны, нанося военным материально-моральный урон. Что характерно, вояки на амбразуру не лезут, молча стоят в сторонке и геройствовать не спешат. Ну, грабят. Главное, что не насилуют, и ладно. Имущество казенное, пущай пользуются, изверги неграмотные.
Сия бесстыдная ситуация продолжалась до тех пор, пока в части не объявился задумчивый новичок Джо. Увидав, что какая-то говорящая обезьяна потащила в тропический лес дочь полковника, он сделал брови домиком и раздал люлей всем, кто под руку попался. В ответ на неожиданное проявление агрессии из кустов повыскакивали нехарактерные для южных республик ниндзя и стали почем зря убивать мирных солдат противника. Сам Джо, прихватив симпатичную дурочку, ретировался, а его товарищи остались возлежать ботинками к солнцу.
Начальство поступок Джо не одобрило. Одно дело – списывать по бухгалтерии краденные оружие и патроны, и совсем другое – объясняться за трупы, которые не утаишь в бумажках. Герою светит трибунал и молчаливое презрение сослуживцев, которые предпочитали быть трусами, но живыми. А еще неминуемая кончина от рук загадочных ниндзя, которых науськивает на юношу теневой оружейный магнат Ортега, имеющий с начальством базы грязные делишки.
Джо, разумеется, не намерен сдаваться на милость врагам. И отказываться от шашней с дочкой полковника тоже не хочет. Всякие деловитые люди в черных костюмах с острыми мечами и сюрикенами его не беспокоят, ведь он сам воспитан в канонах ниндзюцу и умеет ловить стрелы лопатой…
Никаким восточным единоборствам Дудикофф, само собой, не учился. До съемок «Американского ниндзи» ему в основном доставались второстепенные роли в лентах, вроде «Мальчишника» с Томом Хэнксом или «Необычайной отваги». Актера даже не удосужились обучить элементарным основам, посему Майкл все азы познавал непосредственно в ходе съемочного процесса, целиком и полностью полагаясь на советы консультантов и постановщиков. В итоге получилось ни то, ни се и сбоку бантик, смахивающее на знаменитые рукопашные танцы Болливуда. Но посетителям видеосалонов дюже нравилось, ибо попахивало экзотикой.
Сюжет фильма построен на природном магнетизме добра и зла. Никакими другими – логическими или психологическими – причинами объяснить притяжение главного злодея и героя нельзя. У одного перманентно чешется, и у другого беспрестанно зудит. Разумеется, этот неуловимый Джо костью в горле стоит у всех участников нелегальной торговли оружием, ибо кому-то задорный мордобой и девичья любовь, а кому-то светит небо в клеточку. Понятное дело, что за этим американским ниндзей гоняются все заинтересованные лица: им позарез нужно устранить свидетеля своих махинаций. Какого рожна Джо не сидится на месте – в ленте не объясняется. Видимо, всё дело в обостренном чувстве справедливости.
Израильские продюсеры Йорам Глобус и Менахем Голан, известные в Голливуде покровители боевиков категории Б, жаждали, чтобы главный герой выглядел, как Джеймс Дин (безвременно ушедший кумир 50-х). Этакий загадочный паренек с мутным прошлым и взглядом человека, познавшего жизнь в деталях. Именно поэтому Дудикофф весь фильм усиленно морщит лоб, томно поводит глазами и стреляет короткими, но емкими фразами. Установка такая. Впрочем, сценарий тоже изначально не блистал интеллектом. Напарник Майкла, актер Стив Джеймс (Джексон), признался прессе, что был вынужден настоять на коррекции текста. На первом этапе их разговоры с Джо выглядели, как диалоги двух слабоумных. Конечный вариант, правда, тоже недалеко ушел.
Бюджет картины составил один миллион долларов, сборы – десять. Незначительная сумма для Глобуса-Голана, но большой прорыв для Дудикоффа, которому включили зеленый свет на все подобные проекты. Увы, героем боевиков Майкла до этого считали только у нас, на родине исполнителя не жаловали и заслуг в жанре не признавали. Ну, не было никаких заслуг, что ж поделаешь. Симпатичное личико, открытый взгляд, мускулистое тело. Пока всё это цвело и пахло, актера активно приглашали в аналогичные фильмы действия (два сиквела «Американского ниндзи», «Карающая сила», «Живой щит» и с десяток других), а с наступлением нулевых сменились ориентиры, и звезда Дудикоффа закатилась под плинтус.
Индусы, между прочим, ленту Сэма Фёрстенберга сильно уважали. Свою привязанность они проявили своеобычно – сняли фильм с точно таким же сюжетом, заменив непонятных публике ниндзей на горячие танцы и песни. Плагиат носил название «Коммандос» (тоже знакомый заголовок, не правда ли?) и успешно прокатывался по городам и весям СССР. Болливуд так же заботливо пристроил в картину с участием Митхуна Чакраборти и музыкальную тему из «Звездных войн». Ну не пропадать же творению Джона Уильямса. А так – в дело пошло.
Как видим, классика бывает разной. Случалось, смотришь оскароносную драму и тихо утопаешь в подушке. А тут всё тупенько, но живенько. Главное, забить место у истоков. Потому как все последующие продолжения истории Джо смотрятся как пародия на оригинал. Сегодня же «Американский ниндзя» – всего лишь объект ностальгии по эпохе VHS. Не больше, но и никак не меньше.