Я не ошибусь, если скажу, что для многих сегодня Новый год – один из самых любимых и самых главных праздников. Наверное, каждый может вспомнить, как пахнет зелёное деревце, принесённое с мороза и оттаявшее, постепенно наполняя дом хвойным ароматом. Благоухание Нового года – это свежесть зимнего леса и смолистой хвои.
К нему примешивается легкий запах пыли от пролежавших целый год в тёмной кладовой новогодних игрушек, гирлянд, коробок с золотыми шарами и серебряными шишками. К этому всему добавляется душистый запах мандаринов, конфетный аромат и горьковатый запах свечного воска.
Но мало кто знает, откуда пришёл к нам этот яркий праздник. Несомненно, многие ответят, что Новый год – это, прежде всего, заслуга Петра Великого. Да, это действительно так. Но неужели в допетровские времена Нового года вовсе не существовало?
Новый год на Руси
В Древней Руси Новый год отмечали весной. С принятием христианства (988 г. – Крещение Руси) в государстве появился юлианский календарь. Церковь стала вести летосчисление «от сотворения мира» (5508 год до нашей эры) и перенесла праздник Нового года на 1 сентября.
Получилась изрядная неразбериха, ведь многие, несмотря на реформу, продолжали встречать Новый год по старому стилю весной, и тогда митрополит Феогносий в 1342 году просто отменил мартовский Новый год. А спустя еще два с половиной века великий преобразователь царь Петр I повелел встретить новый 1700 год от Рождества Христова – 1 января. Воля царя – закон, а потому хоть со скрипом и ворчаньем, но перешла Россия на новый для себя календарь, стала праздновать Новый год на четыре месяца позже привычной даты и летосчисление вести не «от сотворения мира», а «от Рождества Христова».
Так что настаёт новый, 2012 год от Рождества Христова.
Обычай украшать ёлку
Всё тот же Петр I велел украшать на Новый год дома и улицы городов еловыми и сосновыми гирляндами, пускать ракеты и устраивать фейерверки и веселиться «до упада». Правда, мало кто знает, что в старину в Москве еловые ветки, привязанные над дверью дома, означали, что это кабак! Поэтому сначала не каждый-то стремился украшать своё жилище такими ветвями.
А вот новогодняя ёлка, которую сегодня любят все, появилась в России гораздо позже – только при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под ёлкой, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, затем по всему Петербургу и, конечно, по всей России.
Первые рождественские ёлки в России, уже украшенные игрушками и сладостями, продавались… знаете где? В кондитерских! Но потом все постепенно встало на свои места – в Москве зашумели ёлочные базары, где каждый мог выбрать зеленое деревце и по вкусу, и по карману. Российские ёлки для публики, по всей вероятности, московское изобретение. В 1851 году в Большом зале Благородного собрания (сейчас это Колонный зал Дома союзов) на детском празднике, организованном в пользу женских частных школ, была наряжена первая в России общая ёлка.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.».
Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января. Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских праздников, правительство не тронуло церковные, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив, было выгодно для разрушения основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
В 1929 году был издан указ об отмене Рождества. С ним отменялась и ёлка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен и Новый год. Однако в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро. В продаже появились ёлки и ёлочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних ёлок в школах, детских домах и клубах.
31 декабря 1935 года ёлка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране». Однако обычаи украшать новогоднее дерево заметно изменились. Вместо Вифлеемской звезды, символизирующей Рождество, верхушку ёлки теперь украшала пятиконечная красная звезда, как символ советской власти. Также ввиду принуждённого атеистического учения не приветствовались на ёлке и фигурки ангелов. Все новогодние игрушки, которое хоть чем-либо напоминали Рождество, впредь были запрещены. И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Самая известная новогодняя песня
Про Новый год сочинили множество песен, но вот уже более ста лет самая известная среди них – незамысловатая песенка «В лесу родилась ёлочка». Её история очень любопытна.
Жила когда-то в Москве молодая школьная учительница Раиса Адамовна Кудашева (1878 г.р.), которая писала стихи. «Я не хотела быть известной, но не писать я не могла», – вспоминала впоследствии она. И вот в 1903 году она принесла в редакцию журнала «Малютка» стихотворение «Ёлочка». Оно так понравилось главному редактору, что он тут же велел заменить в уже готовом рождественском номере какой-то рассказ на вот эти строки:
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!…»
Впрочем, стоит ли повторять всем знакомые слова? Ведь каждый из нас знает их с раннего детства! Эти строки увидел в журнале агроном Л.К. Бекман, сочинявший на досуге музыку. Как-то вечером он сел за рояль – и получилась песенка! Так как самодеятельный композитор не знал нотной грамоты, записала мелодию его жена, профессор Московской консерватории Елена Александровна Бекман-Щербина.
Об авторе слов ни сочинитель, ни его жена ничего не знали. Не знала о том, что её стихи стали песней, и Раиса Кудашева. Лишь через много-много лет она случайно услышала в поезде, как «Ёлочку» пела маленькая девочка. Вот такая история!