Автор полагает, что этим сделает покупку для граждан максимально удобной, а ГИБДД разгрузит от излишних функций. Эксперты ФАР считают, что принятие такого закона может привести к бардаку в сфере учета и контроля транспорта.
Основная идея законопроекта, как отмечено в пояснительной записке к нему, в том, что покупатель авто в случае его принятия сможет получить государственные регистрационные знаки (автономер) «не отходя от кассы», прямо на месте покупки машины или прохождения техосмотра.
В то же время, как подчеркивает автор, законопроект сохраняет и существующий порядок (как альтернативный вариант)— возможность регистрации транспортных средств в «уполномоченном правительством федеральном органе исполнительной власти», сейчас это МРЭО ГИБДД или ГАИ.
В законопроекте предлагается ввести государственную аккредитацию на выполнение этой услуги— регистрации авто. Причем, аккредитованные организации (автосалоны и техцентры) могут выступать как в форме юрлица, так и в форме индивидуального предпринимателя. Дополнительной прибыли от регистрации машин эти организации не получат, автовладелец по-прежнему уплачивает сбор только в виде госпошлины. Кстати, это отличает предлагаемую новеллу от практики 90-х, когда номера можно было за доплату получить прямо в салоне.
Контроль и надзор за деятельностью регистрирующих салонов и центров будут осуществлять, указано в пояснительной записке, путем проведения плановых и внеплановых проверок теми же сотрудниками ГИБДД. Проверки будут проводиться один раз в два года, говорится в законопроекте.
«Основная идея введения института аккредитованных организаций заключается в упрощении и создании максимального удобства для владельцев транспортных средств при регистрации транспортных средств», указывает автор проекта закона. «Это устранит условия для недобросовестных действий и злоупотреблений, когда оформление регистрационных документов и выдача номеров на транспортные средства производятся по специальным и нерегламентированным законодательством “серым”, коррупционным схемам»,— полагает Шишкарев.
Интерес для техцентров и салонов, по мысли автора, заключается исключительно в возможности оказывать полный спектр услуг: будь то продажа транспортного средства, проведение обязательного технического осмотра или регистрация автомобиля. А это «удобно и выгодно именно потребителю (владельцу транспортного средства)», полагает он. В конечном счете, этим государство поддержит малый и средний бизнес в данном сегменте рынка, а ГИБДД разгрузит от излишних функций в рамках реформы МВД, считает автор.
Законопослушный гражданин или террорист?
В Федерации автовладельцев России (ФАР) не слишком высоко оценили инициативу Шишкарева. «Я не считаю такие поправки полностью правильными,— сказал GZT.RU координатор московского отделения ФАР Андрей Филин.— Купил автомобиль— пройди государственную регистрацию. Контроль все же должен быть: никто в салоне не знает, кто приобрел машину и с какими целями— законопослушный гражданин или террорист».
Напомним, летом 2010 года Сергей Шишкарев совместно с вице-спикером Олегом Морозовым и еще десятью депутатами-единороссами уже вносил не слишком удачный проект закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ». Документом предлагалось создать сеть частных пунктов технического осмотра автомобилей, а также предоставить право проводить техосмотр (с выдачей талона ГТО) дилерским центрам, имеющим ремонтные мастерские.
Однако, законопроект, уже прошедший процедуру первого чтения, завис в комитете из-за негативной оценки президентом России. Дмитрий Медведев (точнее, ГПУ президента) в заключении на текст указал, что усмотрел в концепции коррупциоемкую норму. Речь шла о совмещении видов деятельности, когда водитель приезжает на прохождение т/о и устраняет на месте, в сервисе (за дополнительную плату), найденную при осмотре неисправность автомобиля.
Как заявил тогда президент, «совмещение видов деятельности может повлечь необъективность оценки технического состояния транспортного средства вследствие возникновения заинтересованности собственников центров». Иначе говоря, на вашей ласточке найдут несуществующую неисправность и сдерут за ее «ремонт» две-три цены.
Кстати, эту норму активно лоббировали представители крупных автодилеров. Как итог, законопроект завис в комитете, несмотря на наличие положительного заключения правительства на текст первого чтения.