Сегодня – День Конституции Российской Федерации, 18 лет назад был принят Основной Закон новой России.
Конституция разрабатывалась в непростых политических условиях, что не могло не отразиться на содержании этого важнейшего для страны документа. Еще I съезд народных депутатов РСФСР (1990 г.) поставил задачу разработать проект новой Конституции России. Ее первый проект Президент Борис Ельцин вынес на обсуждение V съезда народных депутатов РФ в октябре 1991 года. Однако документ был направлен на доработку. На VI съезде (апрель 1992 г.) проект вновь был отклонен в связи с предложением внести в его текст Федеративный договор, определивший основные принципы построения российского федеративного государства, но ни одно из замечаний, высказанных представителями республик, в проекте не было учтено. Поэтому 3 декабря 1992 года главы 17 республик Российской Федерации, в том числе и Башкортостана, выступили с заявлением в адрес VII съезда народных депутатов, в котором высказали недовольство концепцией проекта Конституции, по существу противоречившей содержанию Федеративного договора. По решению VII съезда народных депутатов (декабрь 1992 г.) вопросы конституционной реформы и доверия президенту страны были вынесены на Всероссийский референдум, который состоялся 25 апреля 1993 года. В нем участвовало около 64 процентов избирателей. Из них за доверие президенту высказалось 58,7 процента, социально-экономическую политику, проводимую в стране, одобрило 53 процента. Предложения о досрочных перевыборах и президента, и парламента не прошли.
В Башкортостане в ходе этого референдума также выяснялось отношение населения республики к ее экономической самостоятельности и договорным отношениям с Российской Федерацией. 75,5 процента принявших участие в референдуме (более 52 процентов общего числа избирателей республики), поддержали такой политический и экономический курс Башкортостана.
Результаты Всероссийского референдума не способствовали преодолению конституционного кризиса в стране. В поисках выхода из него президент предложил альтернативный проект Основного Закона. Оппозиция расценила его как «монархический» и «авторитарный». Летом 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое внесло в президентский проект ряд положений, разработанных Конституционной комиссией, и достигло определенных компромиссов. Однако Верховный Совет страны отказался поддержать этот документ. В результате этого противостояния осенью разразился острейший политический кризис, результатом которого стал роспуск съезда народных депутатов, Верховного Совета и печально известный расстрел Белого дома в Москве. Окончательный проект Конституции был подготовлен рабочей группой Конституционного совещания (состоявшей в основном из представителей президентской стороны) и принят на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года, в нем приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 россиян, или 54,8 процента зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей (58,4 процента).
Новая Конституция существенно изменила структуру высших органов государственной власти, в ней закреплен принцип разделения властей. Основной Закон провозглашает Президента РФ главой государства и возлагает на него обязанности по защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Безусловным достижением и достоинством нынешней российской Конституции стала детальная, в соответствии с современными международными стандартами, регламентация прав и свобод человека, ее максимальная деполитизация. Человек (а не коллектив, класс, партия), его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью, которую государство обязуется защищать (ст.2). Статья 15 запрещает применять любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, а статья 18 объявляет права и свободы человека непосредственно действующими. Значит, даже если нет закона, конкретизирующего осуществление того или иного права, можно ссылаться на Конституцию. Статья 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а статья 53 — право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Признание идеологического и политического многообразия, признание частной собственности наравне с государственной принципиально отличает действующую российскую Конституцию.
Конституция закрепила федеративное устройство российского государства. Первая статья Основного Закона провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Статья 11 определяет, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами… Но, надо признать, в этом разграничении Конституция отдает правовые приоритеты Центру. И даже то, что апробировано мировой практикой федеративных государств, изъято из ведения субъектов Федерации: федеральный закон устанавливает систему налогообложения на уровне субъектов, а не они сами (ст.75), определяет принципы организации их представительных и исполнительных органов и единую соподчиненную систему исполнительной власти — пресловутую вертикаль власти (ст.77), и, наконец, глава государства вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации(ст.85). В определенном смысле именно Конституция достаточно противоречиво определила характер нынешней Федерации — с одной стороны, узаконив договорные отношения ее субъектов с федеральным центром, а с другой — установив чрезмерно обширную сферу ведения федеративного центра и совместного ведения, что часто приводит к мелочной опеке регионов и излишней регламентации их действий даже в вопросах сугубо местного уровня. Эта двусмысленность в определении базовых принципов федерализма и позволяет трактовать Основной Закон в зависимости от политического момента. На исправление этой ситуации направлена деятельность Рабочей группы по перераспределению полномочий Центра и регионов, созданной по инициативе Президента страны Дмитрия Медведева. Президент также внес поправки в Основной Закон, касающиеся увеличения сроков президентских и парламентских полномочий, а также обязанности Правительства ежегодно отчитываться перед депутатами.
Главное предназначение Конституции в том, что она должна задавать основные правила государственной жизни. Однако одних гарантий недостаточно. Надо, чтобы власть постоянно ощущала свою ответственность перед обществом, сверяя свою политику и конкретные действия с Основным Законом. Годы, прожитые нами по действующей Конституции, показали не только ее эффективность, но и отразили далеко еще не использованный потенциал нашего Основного Закона.