Нынешняя неделя пройдет под знаком криминального жанра, ибо косвенно этой тематике будут посвящены сюжеты пяти из семи дебютантов российского проката. В их числе голливудский триллер Джоэла Шумахера со звездным составом «Что скрывает ложь», европейский детектив с участием Гари Олдмана «Шпион, выйди вон!», французская криминальная драма «Неприкасаемые» и французская же комедия «Пупупиду».
Документальный фильм Марины Голдовской об Анне Политковской, убитой 7 октября 2006 года, формально не причисляет себя к вышеуказанной тематике, но, по сути, таковым является.
Разбавит «чернуху» лишь драмеди знаменитого Романа Полански с малопривлекательным названием «Резня» и трехмерный американский мультфильм «Секретная служба Санта-Клауса». Последний – единственный проект, напоминающий зрителям, что на носу Новогодняя праздничная пора. А теперь подробнее:
1. «Что скрывает ложь» (Trespass, 2011)
Не совсем понятно, зачем нужно было путать зрителя с названием картины Джоэла Шумахера, ведь фильм с аналогичным заголовком уже имеется (триллер Роберта Земекиса 2000 года с участием Мишель Пфайффер и Харрисона Форда). Может, таким образом локализаторы пытаются привлечь наше внимание к ленте, с треском провалившейся в родном прокате и ставшей очередной неудачей киностудии Universal? Творение Шумахера даже не спасло наличие в кадре мегазвезд Голливуда Николаса Кейджа и Николь Кидман.
А виной всему крайне примитивный и вторичный сценарий, скучные диалоги, шаблонные мотивации и удручающий своей бездарностью финал. От постановщика крепких криминальных лент «С меня хватит!», «Время убивать» и «8 миллиметров» мы ждали гораздо большего. Историю нападения бандитов на семью преуспевающего торговца алмазами можно было превратить в очень сильное кино («Комната страха» Финчера тому подтверждение), но увы и ах.
2. «Шпион, выйди вон!» (Tinker Tailor Soldier Spy, 2011)
Более предпочтительной к просмотру, нежели вышеуказанный «недотриллер» Шумахера, представляется экранизация шпионского сериала «Шпион, выйди вон!», порученная шведскому режиссеру Томасу Альфредсону, автору вампирского опуса «Впусти меня». В данном случае подбор актеров не только впечатляет (Гари Олдман, Колин Фёрт, Том Харди, Джон Хёрт и Марк Стронг), но и реально работает, превращая заурядную историю о поисках «крота» (двойного агента) в филигранный и изощренный детектив.
Сериал и фильм базируются на знаменитом шпионском романе Джона ЛеКарре, который знал толк в хитросплетениях политических афер. Британский телевизионный первоисточник представляется неким антиподом похождениям Джеймса Бонда, когда на экране, вместо лощеного красавчика и супермена, расследованием занимается пожилой отставной агент спецслужб. Гари Олдман блестяще воплощает на экране образ Джорджа Смайли. Впрочем, Олдман практически везде выглядит великолепно, вне зависимости от мастерства постановщика и талантливости сценариста. Учитывая, что главным объектом охоты является шпион из СССР, нашим зрителям будет особенно приятно лицезреть в кадре Светлану Ходченкову и Константина Хабенского.
3. «Резня» (Carnage, 2011)
На повестке дня – номинант Венецианского кинофестиваля на главный приз («Золотой лев» тогда отошел «Фаусту» Александра Сокурова), новый фильм Романа Полански, являющийся дотошной экранизацией одноименной пьесы француженки Ясмины Реза. Логично предположить, что литературный жанр оригинала обязывает фильм быть камерным (действие картины происходит в отдельно взятой квартире) и эмоциональным.
Камерности достичь проще простого, а вот как сделать, чтобы театральная постановка эффектно смотрелась на большом экране, по соседству с сотрясающими воздух голливудскими блокбастерами? Не будем списывать со счетов режиссерский талант Полански, но и актеров в свой фильм он собрал потрясающих. Чета Лонгстрит приглашает в гости супругов Коуэн, чтобы обсудить на импровизированном родительском собрании поведение своих детей-драчунов. Принимающая сторона (Джон Си Райли и Джоди Фостер) крайне недовольна тем фактом, что их сына поколотил отпрыск Кейт Уинслет и Кристофа Вальца. Слово за слово и неприятный разговор превращается в «изысканное» общение, куда входит весь пакет – от слез и проклятий до неожиданных откровений.
4. «Секретная служба Санта-Клауса» (Arthur Christmas, 2011)
Как известно, дедушка Мороз (в западной мифологии – Санта-Клаус) один, а детишек, с нетерпением ждущих подарков на Новый год (и Рождество!) – великое множество. Как бородатому старику удается за одну ночь успеть везде, да еще и не засветиться? Секрет его фантастических возможностей элементарен: Мороз-Клаус работает не в одиночку, а при поддержке целой толпы эльфов, оленей и прочих вспомогательных персонажей.
За масштабами новогодней операции часто теряются ее детали, а большому боссу не всегда с руки мчаться на край Света, чтобы выполнить свою миссию на все 100 процентов. Когда здоровенные акулы бизнеса опускают руки, в бой вступают мелкие и юркие. Доставить подарок одинокому ребенку в Антарктиде вызывается непутевый сынок Санта-Клауса Артур, который со своим дедулей отправляется в долгое и захватывающее приключение.
Безусловно, этот трехмерный мультфильм рассчитан на самую широкую аудиторию и является отличной возможностью уже сейчас погрузиться в праздничную атмосферу предстоящего Рождества и Нового года.
5. «Неприкасаемые» (Les Lyonnais, 2011)
Еще один фильм-двойник, криминальная драма француза Оливье Маршаля, не имеет никакого отношения к знаменитой одноименной гангстерской ленте Брайана Де Пальмы. Вообще, буквально название ленты переводится «Лионцы», ибо речь в ней пойдет о реально существовавшей банде грабителей из французского города Лиона. Известно также, что главная роль в картине изначально предназначалась для самого Алена Делона, но, увы, легенда мирового кинематографа счел сценарий неприемлемым для себя. В итоге мы имеем малоизвестного, но сговорчивого Жерара Ланвена, которому подыгрывают Чеки Карио и Франсуа Леванталь.
С новинками широкого проката закончили, на очереди два дебютанта проката ограниченного. В их числе тоже французская, тоже криминальная, но уже комедия «Пупупиду» (Poupoupidou, 2011) о злоключениях парижского писателя в глубинке, куда он отправляется, чтобы расследовать обстоятельства смерти очаровательной блондинки. Последняя искренне считала себя реинкарнацией Мэрилин Монро (смотрим название фильма), поэтому ее «самоубийство с использованием снотворного» успешно вписывается в легенду, но сложно стыкуется с жизнью самой девушки.
Последним в списке является документальный фильм-расследование «Горький вкус свободы» режиссера-документалиста Марины Голдовской. Лента является неофициальным продолжением ее же работы образца 1991 года «Вкус свободы» о деятельности журналистов Анны Политковской и ее мужа Александра.
Для тех, кто собирается в эти выходные посетить кинотеатр, предлагаю обратить пристальное внимание на шпионский детектив «Шпион, выйди вон!», в то время как для семейного похода в кино как нельзя лучше подходит рождественская история «Секретная служба Санта-Клауса».