Газировки желаете?
Если на заправочной колонке написано Аи95 (92, 98 и пр.), то это ничего не значит. Техрегламент на нефтепродукты, введенный в нынешней редакции в сентябре 2011 г., снял с госорганов обязательство надзирать за соблюдением заявленного производителем октанового числа топлива. Заявлять число Аи бензина, как и соблюдать его, — добровольное дело производителя. Теперь он обязан свято выдерживать только экологические параметры: они — «расстрельная статья».
И что получается. Если анализ покажет превышение норм содержания серы, железа, N-метиланилина и прочих компонентов, виновника можно привлечь по всей строгости административного закона. Но в случае, если эконормы соблюдены, однако машина «не едет» и турбина «не дует» (потому что в ней 80-й бензин вместо обещанного этикеткой 95-го), производитель, выходит, неподсуден — чист, как младенец. И если в бензобак заливать газировку, ослиную мочу, опять же, ничего страшного: они тоже безвредны для природы.
Подавай «железные» доказательства!
Контролеры Росстандарта пытаются бороться с «газировкой» на АЗС. Ежемесячно в независимых экспертных лабораториях проверяют качество топлива всех крупных нефтеперерабатывающих заводов, чуть реже проверяют горючее в лабораториях самих НПЗ. Но этого, наверное, недостаточно, поскольку бодяга на автозаправках — не редкость. Участить инспекционные акции? В том-то и дело, что закон не дает такого права.
В нем сказано: если на качество заправленного топлива поступит жалоба от «просто гражданина», физического лица, мы можем, никого не спросясь, выйти на внеплановую проверку. Другое дело, когда пожалуется организация — юридическое лицо. В этом случае мы обязаны просить санкцию в прокуратуре — и не иначе. Такой смешной закон.
Но обратиться за разрешением — не значит его получить. Прокурорские обязательно зададут вопросы: а каковы основания для внеплановой проверки? Детонация двигателя — не повод: чем докажете, что автовладелец сам не «проморгал» неисправность мотора? И потом, закон гласит, что проверка возможна только в случае, если использование продукта повлекло ущерб или создало условия, угрожающие жизни, здоровью людей или имуществу. Жертвы есть? Серьезные имущественные потери? Есть «железные» доказательства того, что потери повлекла, как вы выражаетесь, бодяга?
Подтекст понятен и он таков: нечего без веского повода «кошмарить бизнес». А прокурорские источники, лояльные к службе надзора за качеством, разъяснили (говоря вполголоса), что дана установка «сверху»: количество разрешений на дополнительные проверки, даже по жалобам, должно быть минимальным.
А вот и не виновен…
По накладным поступления на АЗС негодного товара можно было бы проследить, кто его произвел. Однако это уже называется оперативно-розыскными мероприятиями, а они — прерогатива МВД. Полицейские на предложения начать розыск отвечают: у нас не хватает сил, чтобы расследовать уголовные преступления, а вы хотите подсунуть ерунду с забодяженным бензином…
Даже если пробьем эти стены, в виновности производителя придется убеждать суд. Что также непросто — в условиях, когда теперь разрешена необязательность соответствия автотоплива октановому числу на “бирке”.
Гарантии — только на экспорт
Предоставленные вольности в отечественном регламенте тем более странны, что Аи-требования к горючему уже прописаны в регламенте, который вступит в силу с 2013 года по договору о Евразийском союзе между РФ, Белоруссией и Казахстаном. Те же требования уже (и это естественно) действуют при экспорте горючего. Выходит, граждане-соотечественники перебьются.
Каждая вещь обладает признаками существенными и несущественными. Скажем, нож красив — достоинство? Конечно. А если он тупой?.. Бензин отвечает эко-требованиям — достоинство? Да… Но октановое число — один из основных эксплуатационных параметров, который характеризует топливо как товар. И дальше, фактическое число Аи горючего обеспечивает или не обеспечивает сохранность дорогостоящего имущества граждан, а также в известной мере — безопасность самих автомобилистов. Все к тому, что соответствующие положения должны быть возвращены в российский топливный регламент. Разве не очевидно?
Свои потерпят?
С владельцами всех крупных НПЗ недавно заключены договоры (антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом) о проведении техперевооружения предприятий. В результате повысится объем продуктов переработки с каждой тонны нефти, а также качество этих продуктов. Но реконструкция завершится только в 2020 г. Столько ждать автомобилисты наверняка не хотят.