Весьма распространенное мнение: автомобили были созданы мужчинами и для мужчин. Но, прослеживая историю автомобилестроения, можно утверждать несколько иное: на создание автомобилей женщины оказали огромное, если не сказать – определяющее, влияние. И если бы не женщины, автомобиля в современном виде могло бы и вовсе не быть.
Упорство и технический гений Карла Бенца создали автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Но если бы не его жена, Берта Бенц, автомобиль Карла так бы и остался «забавным курьезом» – именно так оценили детище Бенца на Парижской выставке в 1887 году, отдав, впрочем, должное изобретателю. Но мало того, что автомобиль создавался на приданое мадам Берты, именно она совершила легендарный автопробег из Мангейма в Пфорцгейм (106 км) 5 августа 1888 года, что способствовало популяризации этого чуда технической мысли.
Заслуги Берты Бенц этим не ограничиваются. Во время исторического автопробега она предопределила необходимый автосервис: автозаправки, шиномонтаж, ремонтные мастерские и так далее, все, чем пользуются сейчас автомобилисты на дорогах. И именно Берте Бенц принадлежит идея оснащения автомобиля коробкой передач – ей не слишком понравилось толкать машину на подъемах, и она дала мужу соответствующий совет.
На заре автомобилестроения именно женщины способствовали созданию Правил дорожного движения. Ведь первое в мире ДТП с летальным исходом произошло 17 августа 1896 года в Англии при деятельном участии женщин. И дело не только в том, что жертвой ДТП оказалась женщина, хотя, конечно, это повлияло на общественное мнение. Но водитель, совершивший наезд, имел недостаточный водительский стаж (три недели!), «модернизировал» свой автомобиль, чтобы вдвое увеличить скорость, да еще и оживленно болтал с пассажиркой – хорошенькой барышней, которой он демонстрировал преимущества автомобильного транспорта перед гужевым. Результатом стало введение ограничения скоростного режима, появление лозунга «Не отвлекай водителя во время движения!» и даже введение штрафов за помехи водителю, а также обязательное обучение водителей прежде, чем им доверялось такое опасное средство передвижения, как автомобиль.
Айседора Дункан прославилась не только тем, что была основоположницей свободного танца, но и своим вкладом в историю автомобилестроения. Ее трагическая гибель 14 сентября 1927 года послужила введением определенных ограничений на эксплуатацию автотранспорта. Дело в том, что длинный шарф знаменитой танцовщицы попал в ось автомобильного колеса, затянулся и сломал Айседоре шею. После этой трагедии было запрещено ездить в автомобилях с длинными шарфами и в развевающейся одежде. Утверждают, что последние слова Айседоры Дункан были: «Прощайте, друзья! Я иду к славе», – и они оказались совершенно справедливыми. Ее имя вписано как в историю балета, так и в историю автомобилей.
Привычные нам дворники, без которых сегодня сложно представить любой автомобиль, являются изобретением женщины. Мужчины, привыкшие героически преодолевать трудности, до них просто не додумались и мужественно протирали лобовое стекло, смахивая дождевые капли и снег. Но американка Мэри Андерсон, не имевшая, кстати, инженерного образования, в 1903 году создала схему стеклоочистителей – довольно забавное с современной точки зрения устройство с резиновым валиком и рукояткой. Но устройство было, во-первых, работающим, а во-вторых, довольно эффективным. Толчком к изобретению послужило путешествие Мэри Андерсон из Алабамы в Нью-Йорк – наблюдения за муками водителей, вынужденных останавливаться и протирать стекла, не оставили нежную женскую душу безразличной.
Интересно, что первая попытка Мэри Андерсон продать свое изобретение провалилась: канадская компания, которой были предложены стеклоочистители, заявила, что подобное устройство не будет коммерчески успешным, на стеклоочистители не будет спроса. Наверное, через десять лет, когда устройство Мэри стало стандартным оборудованием автомобилей, руководство той компании от огорчения выщипало себе все волосы на пятках – они могли быть первыми, но оказались слишком близоруки, чтобы оценить весь потенциал предлагаемой технической новинки.
В 1935 году, когда автомобилизация общества стала массовой и женщины активно в нее включились, в США было изобретено первое детское автокресло – ведь женщины-водители брали с собой в поездки маленьких детей. Интересно, что даже ООН не осталось в стороне от детских автокресел: в 1958 году в рамках Женевского Соглашения было подписано Соглашение об обеспечении детской безопасности в автомобиле. Это Соглашение изменялось дважды: в 1967 году и в 1995 году.
Говорят, что создатель автомобильного радиоприемника Уильям Лир, совершил этот подвиг – усовершенствовал в 1928 году радиоприемник таким образом, что он прекрасно совмещался с автомобилем, – исключительно из-за болтливости своей жены. Ему просто пришлось оснастить семейный автомобиль радиоприемником, чтобы жена не надоедала ему разговорами. Многие считают, что из-за подобной причины столь популярной оказалась автомобильная радиосвязь – например, в США многие автомобили оснащены радиопередатчиками, позволяющими беседовать с другими водителями или радиолюбителями во время поездок.
И конечно, в общий ряд так и просится знаменитая торговая марка Mercedes, зарегистрированная в 1900 году, обязанная своим именем дочери Эмиля Еллинека, энтузиаста автомобилестроения, дипломата, автогонщика и одного из членов совета директоров автокомпании.
Если как следует покопаться в истории автомобилестроения, то окажется, что за очень многими авто-изобретениями и усовершенствованиями прослеживается женское влияние. Так что да, автомобиль был создан мужчинами (в общем и целом), но как без женщин не было бы жизни на свете, так и не было бы без них автомобилей.