С 1 октября подорожал проезд в общественном транспорте. Почему? Пыталась разобраться наш корреспондент. 27 сентября столичные АЗС подняли цены на бензин: рост составил 70 копеек. Так, стоимость самого ходового АИ-92 поднялась до 25,60 рублей за литр (АИ-95 – 27,60).
Топливо подорожало во многих регионах. Ответ не заставил себя ждать – с 1 октября проезд в уфимских маршрутках вырос: те, что ходили по 10 рублей, стали по 15 (рост на 50 процентов), те, что по 15, стали ходить по 20 (рост на 30 процентов). Пять рублей? Вроде, пустяк.
Однако в бюджете среднестатистической семьи из 4-х человек – папа, мама, двое детей – статья расходов на общественный транспорт может пробить брешь. Посчитаем: если до повышения такая семья в месяц на поездки тратила по минимуму 2 640 рублей (22 рабочих дня, 15 рублей в один конец), то после повышения сумма увеличивается на 880 рублей (3520 рублей). Это без выходных дней и незапланированных поездок или поездок с пересадками. А с их учетом, да если иногда садиться в 20-рублевую «ГАЗель»…
Первыми дрогнули нервы у «Башавтотранса», считает председатель Союза автопредпринимателей РБ Олег Кулешов:
– 1 октября «Башавтотранс» поднял цену на проезд в 51-м и 69-м маршрутах с 10 до 15 рублей (до этого с 22 апреля у них проходила акция «проезд за 10 рублей»). Вслед им частники 51 маршрута тоже подняли цену – с 10 до 15 рублей. И цепочка повышения пошла по всем остальным уфимским маршруткам.
– Почему сразу на пять, а, например, не на два-три рубля?
– Напомню, частники 8 лет держали одну цену на проезд – эти самые 10-15 рублей. А в 2003 году стоимость литра бензина составляла 9-10 рублей. Частник поднял цену не для того, чтобы разбогатеть, а чтобы выжить. Ни один маршрутник олигархом не стал. Ежемесячная чистая прибыль – 5-6 тысяч. Может иногда больше, а иногда – в минус.
– А маршрутки на метане? Он же дешевле бензина раза в три?
– На газ с 2003 года тоже поднимали цену, уже более трех раз. Последний – не так давно, в августе, причем сразу прилично. Но стоимость проезда определяется и другими составляющими: автобусы, у которых короткий маршрут, согласен, могут и не форсировать цену. Но таких мало. В основном, маршруты у большинства протяженные. Или – у кого-то машина 2 миллиона рублей стоит, у кого-то – 100 тысяч. Пассажиры сами выбирают, на чем ехать. Или взять корейские автобусы, на них самый дешевый проезд (был от 6 до 8, сейчас – 10 рублей). О безопасности там кто-нибудь думает? Сервисы к таким автобусам есть, а запчасти? Нет. Оттого и цена проезда низкая.
– Какова доля бензина в затратах частника?
– 90 процентов себестоимости приходится на бензин и запчасти (примерно одинаково, по 45 процентов). Запчасти, кстати, тоже неимоверно выросли в цене. Коробка передач в 2003 году стоила порядка 7 тысяч, сегодня – около 30. Или подорожала «резина»: поедешь зимой на лысой?
– И все-таки. Почему на тех же «ПАЗиках», некоторых «ГАЗельках» и «мерседесах», «НефАЗах» – одна и та же стоимость проезда – 15 рублей? Первые – старые, третьи – вроде бы «социальные». Кто на бензине, кто на метане, кто на пропан-бутане…
– Каждый пассажир сам выберет, на каком транспорте и за какие деньги он хочет ехать. Единственный вопрос – «Башавтотранс», перевозя за 15 рублей, получает от государства дотации, а частник рассчитывает только на себя. И везет! А, следуя логике, если без дотаций, то стоимость проезда у него должна быть выше! Когда-то, в советские времена, литр бензина стоил 6 копеек и билет – столько же, при этом дотация государства составляла 70 процентов.
Водитель маршрута из Зеленой рощи в Нижегородку («ГАЗель» работает на пропане):
– На два с половиной «круга» – 100 км – у меня уходит примерно 20 литров. За смену получается 5 кругов. При стоимости 1 литра 16 рублей с копейками итоговая сумма – около 720 рублей. Это ежедневные затраты на горючее.
Теперь посчитаем мы. Допустим, количество пассажиров «ГАЗели» – стандартная вместимость 13 человек – не менялось на протяжении всего маршрута: как сели, так все скопом и доехали. Выручка водителя (проезд 20 рублей) – 260 рублей, «круг» – 520. Пять кругов – 2600. Но это по минимуму. Максимум можно только предположить. Умножим на 30 рабочих дней, получаем: по минимуму – 78 тысяч, по максимуму – от 78 тысяч (и выше). Вычтем траты на пропан – 21 600 рублей. Вне зависимости от того, сколько наработал, какая-то фиксированная часть суммы идет «хозяину маршрута». На амортизацию, по словам таксистов, тратится такая же сумма, сколько и на бензин. Получается, что с повышением стоимости проезда с 15 рублей до 20, если брать по минимуму (78 тысяч рублей), у частника, после обязательных трат, остается… Много. Сколько конкретно – коммерческая тайна.