Иногда, в силу различных причин, возможности обратиться к юристу нет, в этом случае необходимо иметь некоторые базовые знания.
Итак, очень часто возникает ситуация, когда вы каждый месяц платите за коммунальное обслуживание своего дома, за его ремонт, цены постоянно повышаются, а вот результата со стороны компании, которая управляет вашим домом, нет (крыша течет, двери в подъезд сломаны, окна разбиты, на ваши обращения по телефону диспетчер не реагирует).
Кто и как должен содержать ваш дом в исправном состоянии?
Для жильцов многоквартирного дома имеют значение три основных документа: Жилищный кодекс РФ, Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Все эти документы есть в Интернете в открытом доступе, лучше всего их держать у себя дома в распечатанном виде, если инициируете спор с управляющей организацией.
В Жилищном кодексе указано (статья 162), что за содержание дома отвечает управляющая организация, которая по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления (который, кстати, жильцы всегда могут расторгнуть в случае чего).
Теперь перейдем к вопросу о том, по каким критериям должна работать управляющая организация.
Подробно написать об этом в такой короткой статье невозможно, у каждого недовольного жильца свой конкретный случай, но уверяю вас, что вы его самостоятельно найдете в документах, которые я указал выше.
Обращаю ваше внимание на Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, такие оптимистичные документы редко встретишь в наше время (если бы все его требования исполнялись, то Санкт-Петербург напоминал бы Солнечный город из произведений Николая Носова).
Вот лишь некоторые цитаты из этого Постановления:
«Пункт 2.6.3. Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах – до 1 сентября, в центральных – к 15 сентября, в южных – до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей».
«Пункт 3.2.9. Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа».
«Пункт 3.6.11. Поливка тротуаров (придомовой территории) в жаркое время дня должна производиться по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки».
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 также достаточно подробно определяет права и обязанности управляющих организаций.
Теперь перейдем к вопросу, который вынесен в заголовок нашей статьи: куда жаловаться на управляющую организацию?
1. Отправьте письменную претензию на имя руководителя управляющей организации.
2. Если п. 1 не поможет, пишите в Государственную жилищную инспекцию вашего города, с требованием о проведении проверки и привлечения вашей управляющей организации к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.
Напомню, что в соответствии со статьей 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
«Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
3. Если п. 2 не помог, воспользуйтесь возможностью, которая предоставлена вам пунктом 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, а именно: соберите общее собрание собственников помещений в вашем доме и расторгните договор с управляющей организацией по причине того, что она не выполняет условий договора с собственниками жилых помещений. Выберите другую компанию с более прочной репутацией на рынке коммунальных услуг.