Первоначально планировалось, что Аи-92 должен быть запрещен уже с 1 января будущего года. Почему запрет приостановлен, разбирался корреспондент «Вести ФМ» Сергей Гололобов.
Есть две причины, по которым бензин с октановым числом «92» остается. Первая причина — более 50% российского автотранспорта ездит именно на нем, на Аи-92. Переход на высокооктановый может привести к поломке двигателей большинства отечественных машин. То есть просто надо несколько лет подождать, и все наладится само собой, считает директор по развитию информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков:
«Исследования явно показывали, что 50% автомобилей, которые ездят на Аи-95, у нас будет пройдено примерно в 2013-14 годах, а 2015 год у нас будет годом доминирования. То есть в 2015 году число авто, которые будут требовать Аи-95, будет преобладать в России. Именно тогда и имело бы смысл переходить в чистом виде на Аи-95».
Ну и что, что в России много старых автомобилей, вступает в спор с Павлом Строковым главный редактор газеты «Автоизвестия» Олег Осипов. Владельцев таких машин надо стимулировать к покупке новых, более экологичных. В противном случае и через 5, и 10, и 15 лет Россия так и останется страной «авторазвалюх», констатирует Олег Осипов:
«Ссылки на то, что у нас очень много старых машин, абсолютно несостоятельны. Потому что замени клапаны — и старая машина будет с удовольствием кушать более экологически чистый и высокооктановый бензин. Кстати, во Франции для раритетов предусмотрена продажа даже этилированного бензина, просто он стоит в 2 раза дороже, чем чистый. Хотите ездить на старых машинах и отравлять воздух — извольте платить за это».
Вторая причина затягивания срока запрета бензина Аи-92 — производственная. Ну, не успели многие наши нефтяные компании переоснастить свои заводы. Вот такие они бедные и несчастные. Впрочем, к 2015 году сделать их это заставит рынок, уверен Павел Строков:
«Теми темпами, которыми сейчас идет модернизация, никаких проблем к 2015 году не будет. Потому что здесь свои условия начнет диктовать автопарк. А он сейчас обновляется достаточно живо».
Ну а что из себя представляет российский Аи-95? Во многих случаях это тот же Аи-92, к которому добавили октаноповышающие присадки. Такой бензин еще и повреднее будет, чем Аи-92. Поэтому новый техрегламент вполне логично запрещает особо вредные присадки для всякого топлива, вне зависимости от его октанового числа, поясняет заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин:
«Этот бензин надо делать высококачественно, надо избавить от всевозможных антидетонаторов, ароматических углеводородов, бензолов и так далее. Много там примесей, которые на катализаторы и выхлопы влияют отрицательно. Если его очистить и сделать на хорошем предприятии, то почему нет?»
Кстати, в Европе октановое число не ограничивается. Там главное, чтобы топливо соответствовало «Евро-4». А по такому стандарту выгодно выпускать только качественные высокооктановые бензины. Если учитывать, что на «Евро-4» Россия должна перейти в 2012 году, то эксперты не исключают, что к 2015 году Аи-92 и не останется. Он отомрет сам по себе.