Российская налоговая политика направлена на формирование новых общественных отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и государством.
С 1 января 2009 года введен в действие пункт 5 статьи 101.2 НК РФ, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Введение в систему налогового процесса обязательной предварительной процедуры обжалования решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности, принятого по результатам выездной и камеральной налоговых проверок, в вышестоящий налоговый орган, является компонентом реформирования системы налогового администрирования.
Единственным условием для обжалования являются субъективные представления налогоплательщика о нарушении его прав. Ведь каждое лицо, в соответствии со ст. 137 НК РФ, имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Закон предусматривает два вида такого обжалования: апелляционный порядок (обжалование решения, не вступившего в силу) и общий порядок (обжалование решения, вступившего в силу).
Апелляционная жалоба – подается на решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое еще не вступило в законную силу, то есть в 10-дневный срок с момента вынесения решения. Окончательное решение вступит в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или частично
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение месяца со дня ее получения. Срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов. О продлении срока в течение трех дней со дня принятия такого решения сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
О решении, принятом по жалобе, налогоплательщику сообщают в течение трех дней со дня его принятия.
Любые иные акты налоговых органов могут быть обжалованы непосредственно в суд без предварительного рассмотрения вышестоящим налоговым органом. Это, в частности, требование об уплате налога, пеней, штрафа; решения: об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога; о наложении ареста на имущество налогоплательщика; о взыскании налога, пеней и штрафа; о принятии обеспечительных мер; о приостановлении операций по банковским счетам и т.д.
Данные изменения налогового законодательства позволяют снизить количество налоговых споров, сторонам лучше подготовиться к судебному процессу в части оценки своих доказательств и их аргументации.
Благодаря введению обязательного порядка обжалования, налогоплательщики стали уделять больше внимания подготовке своих возражений на акты налоговых органов по результатам налоговых проверок и чаще стали прибегать к попытке разрешения спора на стадии рассмотрения акта проверки.
Можно отметить, что досудебные процедуры призваны усилить ответственность налоговых органов за состояние законности в налоговых правоотношениях.
Все это означает, что государством особое внимание уделяется повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком, также укреплению репутации и имиджа налоговых органов.