1 июля вступает в силу целый ряд финансовых новаций. В их числе законы, направленные на защиту прав потребителей финансовых услуг. Подробнее о них расскажет управляющий Отделением-Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России Марат Кашапов:
Защита прав потребителей финансовых услуг, повышение качества и доступности этих услуг — необходимые условия для нормальной работы финрынка и один из приоритетов Банка России. Регулятор постоянно мониторит ситуацию, выявляя и устраняя пробелы в законодательстве.
Например, чтобы заемщикам было легче справиться с кредитами, было решено поменять порядок погашения задолженности. Теперь взносы будут идти в первую очередь на погашение пропущенных платежей, затем — на плановый платеж и только потом — на штрафы и пени. А до этого банки и микрофинансовые организации сначала закрывали просроченный долг. Часто после этого денег на очередной платеж по графику уже не хватало, и заемщику снова набегали штрафы и пени. Отмечу, что новый порядок распространяется только на договоры, заключенные с 1 июля 2024 года.
Еще одна новация в помощь закредитованным людям. С 1 июля банки и МФО начнут еще серьезнее оценивать долговую нагрузку заемщиков. Если у человека и так много долгов, получить очередной кредит он не сможет, и это убережет его от долговой кабалы. Прежде чем обращаться за новым кредитом, стоит самостоятельно оценить свой показатель долговой нагрузки. Если платежи по кредитам превышают половину месячного дохода, лучше не рисковать.
Также с 1 июля финансовые организации будут быстрее реагировать на жалобы клиентов. Срок для ответа сокращается до 15 рабочих дней. В некоторых сложных случаях он может быть увеличен до 25 дней. Письменную претензию можно подать в офисе компании, послать обычной или электронной почтой. Некоторые организации используют дополнительные каналы для связи с клиентами — например, чаты в мобильных приложениях. Если ответ не пришел в срок или он вас не устраивает, направьте претензию в Банк России. Он проведет проверку. Если обнаружится, что компания не соблюдает условия договора или еще как-то нарушает ваши права, регулятор обяжет ее исправить ситуацию.