Банки начали делить бизнес по принципу светофора, присваивая им зеленую, желтую или красную группу риска. Для чего это делается, расскажет управляющий Отделением-Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России Марат Кашапов:
1 июля Банк России запустил полезный для государства, банков и бизнеса сервис – платформу «Знай своего клиента»: сокращенно – ЗСК. С ее помощью можно будет эффективнее бороться с «отмыванием» денег и создавать добропорядочным компаниям максимально комфортные условия для работы. ЗСК поделит все организации и индивидуальных предпринимателей на три группы – в зависимости от прозрачности их деятельности и, следовательно, уровня риска. Для этого все кредитные организации будут ежедневно предоставлять в Банк России информацию о своих клиентах, а регулятор – анализировать эти данные и направлять каждому банку сведения об уровне риска. Всего их три: низкий, средний и высокий – или зеленый, желтый и красный. В зависимости от группы определяются алгоритмы, по которым банки будут взаимодействовать с клиентами. Например, для клиентов с низким уровнем риска образуется режим максимального благоприятствования. Банки не вправе отказать ему в открытии счета, в проведении операций – если его контрагент также относится к зеленой группе, а также не вправе расторгнуть с ним договор банковского счета. Таким образом создается экосреда добропорядочных клиентов, в рамках которой переводы и платежи должны проводиться без ограничений. Если же клиент отнесен к красной зоне, банк обязан заблокировать его денежные средства и установить запрет на проведение практически всех операций.
Закон не запрещает банкам сообщать клиенту, к какой группе риска он относится. Более того, в перспективе Банк России планирует разместить эти сведения на своем сайте. И если предприниматель из красной зоны не согласен с его включением в эту группу, он может обжаловать такое решение в Межведомственной комиссии при Банке России.
Отмечу, что к платформе подключены все российские банки, в ней содержатся сведения обо всех юрлицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных Федеральной налоговой службой. На данный момент в зеленой зоне находятся 99% клиентов. Около 0,7% компаний отнесены к желтой группе риска и 0,3% – к красной.