В Башкортостане выросло число жалоб заемщиков на навязанные услуги

За 11 месяцев 2021 года жители республики направили в Банк России 186 жалоб на навязывание дополнительных услуг при получении потребительских кредитов и займов. Большая часть таких обращений касалась МФО – 110. За тот же период 2020 года их было 20. Между тем жалоб на банки, напротив, стало меньше. Их количество сократилось на треть – до 76.

«При оформлении кредита или займа кредиторы часто предлагают различные консультационные услуги: юридические, медицинские, а также всевозможные подписки, СМС-информирование и так далее. Человек, безусловно, может что-то оформить при желании, но покупка дополнительных сервисов по закону не должна быть условием получения кредита или займа», – отметила заместитель управляющего Отделением-Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России Лилия Якупова.

Против навязывания факультативных платных услуг направлены поправки к закону «О потребительском кредите (займе)». Они начали действовать 30 декабря 2021 года. Теперь клиенты банков и МФО могут в течение 14 дней после заключения договора вернуть деньги за любые сервисы. До вступления закона в силу заемщики могли отказываться только от навязанных услуг страхования.

Одновременно стала незаконной практика, когда банки изначально проставляли в договорах отметки о согласии клиента на оплату тех или иных услуг. Теперь заемщик должен самостоятельно ставить галочки там, где считает нужным.

Общее количество жалоб жителей Башкортостана в сфере потребительского кредитования в минувшем году сократилось почти вдвое. За январь–ноябрь 2021 года поступило 788 обращений против 1382 за тот же период 2020 года. В целом жалоб на банки в регионе стало меньше на треть: 2,4 тыс. и 3,4 тыс. соответственно. В то же время количество нареканий в адрес МФО выросло с 352 за 11 месяцев 2020 года до 679 – прошедшего.

​