Железнодорожные шпалы (подробнее), отслужившие свой срок, вполне годятся для строительства малоэтажного загородного дома. Но речь идет, конечно же, не о деревянных шпалах, пропитанных всякими ядовитыми веществами, а о бетонных. Конечно, стены дома из таких шпал не построить, но вот фундамент и цоколь возвести можно, причем довольно легко. И экономия финансовых средств при этом, как утверждают в один голос те, кто использовал такие шпалы, составит не менее 50%, а то и больше.
Спрашивается – зачем нарушать технологию железобетонного строительства фундамента здания какими-то шпалами, да еще бывшими в употреблении?
Отвечаем – это экономия, причем довольно существенная. Железобетонная шпала может заместить собой массу бетонной смеси и арматуры в несколько раз дороже по цене. Так, если сравнить стоимость шпалы и примерно аналогичного ей объема бетона, то получится соотношение 100 к 700 в рублях. При этом шпалы могут стоить и дешевле, все зависит от их сохранности, сорта и продавца. Даже если уложить в стоимость шпал и доставку их на стройплощадку, то все равно получится не дороже 150 рублей за штуку, к тому же следует учитывать, что шпала уже армирована, поэтому и тут наблюдается довольно хорошая экономия на арматуре. Да и доставка на стройплощадку бетона не дешевле, чем шпал одного и того же тоннажа.
Многие скептики сейчас кинутся утверждать, что шпалы в фундаменте – это моветон, совершенно деструктивный элемент, и их наличие внутри тела этой строительной конструкции будет приводить к образованию трещин. Мол, можно шпалы использовать только иногда – для создания легких (если так можно выразиться) фундаментов для курятников и сараев. Но в тяжелые фундаменты закладывать даже качественные шпалы нельзя, так как они имеют очень плохую адгезию к бетонной смеси. К тому же армирование самих шпал в корне отличается от норм, по которым должны армироваться фундаменты зданий. Но больше аргументов вроде бы не имеется.
С этим, конечно, можно было бы согласиться, если бы бетонные шпалы не использовались при строительстве фундаментов жилых зданий повсеместно. И особенно активно они применяются в железнодорожных поселках, жителям которых такие шпалы вообще могут обходиться почти даром. Но даже если покупать шпалы по полной цене (не в Интернете, а на железной дороге), то и в этом случае фундаменты будут получаться весьма недорогими, причем шпалы могут составлять практически всю основу фундамента, а бетоном следует заливать только пространство между ними. Кстати, можно покупать дополнительно и куски разломанных шпал по вообще смешной цене, и этот бой прекрасно может быть использован в комплекте с целыми шпалами в неудобных местах, тем самым затраты на строительство будут еще меньше.
Как построить хороший фундамент из бетонных железнодорожных шпал? Норм такого строительства, конечно же, не существует, зато существуют многочисленные руководства от самых разных самодеятельных строителей. Каждый из них заявляет, что именно его схема самая лучшая, но мне кажется, что все схемы хороши, если не нарушать основных законов бетонного строительства. Кто-то на шпалах перед их закладкой делает насечки якобы для лучшей адгезии шпалы с бетонным раствором, другие на этот момент вообще не обращают внимания. Много еще имеется разных расхождений, которые бросаются в глаза, но, думается мне, что они не существенны.
Тем, кто сомневается в качестве самих шпал, следует сказать, что эти изделия изначально имеют очень высокую прочность. Правда, меняют их в местах непосредственного назначения довольно часто, некоторые железнодорожники рассказывают, что шпала может эксплуатироваться не более 10 лет, а на очень нагруженных трассах – всего 5. Дело в том, что шпалы испытывают очень высокие нагрузки при прохождении по ним тяжело груженых железнодорожных составов, и довольно быстро теряют прочность, заложенную в них. В частности, в шпалах образуются трещины, не во всех, правда, но в некоторых. Состояние железнодорожных путей проверяется регулярно, и если на участке выявилось хотя бы несколько треснувших шпал, заменяют весь участок. При этом даже не треснувшие шпалы идут в утиль, и, как правило, они оседают на базах предприятий, которые имеют возможность шпалами торговать.
Таким образом при покупке шпал для строительства следует их все проверять, чтобы не купить по одной цене и целые шпалы, и треснувшие. Треснувшие шпалы, конечно же, тоже годятся для фундамента, но стоят они значительно дешевле. Кто-то треснувшие шпалы покупать не советует, но это уже все зависит от того, какой результат строитель хочет получить.
В качестве резюме можно сказать вот что: целые, не треснувшие шпалы можно использовать также для создания столбчатого фундамента, при этом они устанавливаются вертикально – по две шпалы в один шурф, связанные проволокой соответствующего сечения. Правда, такие столбы не используются для фундаментов больших домов, а вот сарай на них можно поставить вполне.