Готовность бизнеса к возможным кризисам позволит вам сохранить позитивную профессиональную репутацию как в глазах клиентов и конкурентов, так и ваших сотрудников.
Антикризисные эксперты должны защищать бизнес от негативных последствий любой кризисной ситуации или события. Они также помогают подготовить ваш бизнес и сотрудников к любым угрозам, которые потенциально могут стать на вашем пути.
Какие бывают кризисы
Первое, что нужно сделать, составляя план управления кризисными ситуациями — это определить все возможные типы потрясений, которые могут случиться с вашим бизнесом.
- Финансовый кризис
Случается, когда бизнес чувствует падение спроса на свое предложение: будь то товар или услуга. Обычно это приводит к невозможности погасить долги. - Кадровый кризис
Если сотрудник или кто-то другой, связанный с бизнесом, принимает участие в деятельности и ведет себя неэтично или незаконно. Это может произойти на рабочем месте или за его пределами и может быть связано с работой или личной жизнью. Плохо влияет на репутацию компании. - Организационный кризис
Компания каким-то образом обидела своих клиентов, сделав что-то, что негативно на них повлияло или может повлиять. Например, передача личной информации о клиентах третьим лицам без согласования, может привести не только к разрушению репутации, но и к значительным финансовым потерям. - Технологический кризис
Когда из строя выходят серверы, программное обеспечение или перестает работать должным образом другая технологическая система. Это может привести к тому, что бизнес потеряет большие доходы, заставит клиентов сомневаться в его надежности и испортит репутацию. - Природный кризис
Ураганы, землетрясения, наводнения и аномальные снегопады — это примеры природных кризисов, которые могут повредить или полностью разрушить офисные помещения (или любую территорию, которую использует бизнес). Кроме удара по финансам компании, это может привести к частичной или полной остановке бизнеса. - Глобальный кризис
Это то, что влияет на мир или несколько стран в целом, например, как пандемия или война. К такому кризису трудно подготовиться, поскольку обычно он комплексный. Однако это не значит, что не стоит принимать его во внимание.
Когда случилась такая ситуация, очень важно реагировать быстро, четко и согласованно. Именно поэтому нужно назначить ответственных заранее, разработать план действий и определить функции каждого.
Основные функции антикризисной команды
- Выявление признаков приближения.
- Работа с сотрудниками для подготовки и воплощения в жизнь плана антикризисного управления.
- Обеспечение позитивной репутации компании во время кризисного события и после него.
- Подготовка к любым будущим нестандартным ситуациям.
Существует три типа команд антикризисного менеджмента
Региональные команды
Региональные группы управления чрезвычайными ситуациями отслеживают местные потребности в условиях кризисной ситуации. Если у вас разветвленный бизнес с офисами в разных городах или областях, эта команда будет управлять преодолением последствий кризиса, которые касаются региона. Этот тип команды обычно состоит из людей, которые уже живут и работают в этом районе.
Группа реагирования на чрезвычайные ситуации
Эти команды работают с кризисом там, где он произошел. Если это другой город или страна — выезжают туда. В состав этого коллектива входят сотрудники на местах, назначенные работники и местные должностные лица.
Команды поддержки бизнеса
Ониа занимаются снижением влияния кризиса на бизнес в целом. Это команда, которая часто состоит из работников, обеспечивающих выполнение всех планов решения задач, связанных с чрезвычайной ситуацией. Команды поддержки бизнеса могут включать сотрудников из нескольких разных мест и офисов.
Кого нанять для управления кризисными ситуациями
Если у вас корпорация или крупная компания с несколькими филиалами, есть смысл собрать постоянную антикризисную команду. Средние компании могут объединить некоторые из этих должностей в одну или делегировать обязанности одному или нескольким сотрудникам. Малому бизнесу тоже стоит продумать план действий на случай кризисов и составить список посторонних специалистов, к которым можно обратиться.
- Кризисный менеджер
Руководит и одобряет, как создание, так и реализацию плана антикризисного управления. Отвечает за то, чтобы план осуществлялся в соответствии с кризисом. - Советник по кризисным вопросам
Советник по кризисным ситуациям обычно работает непосредственно под кризисным менеджером и помогает во всем, что может понадобиться. Это включает поддержку управлением и обеспечением всеми ресурсами и инструментами, необходимыми для выполнения работ. - Директор по чрезвычайным ситуациям
Директор по вопросам чрезвычайных ситуаций работает непосредственно с правоохранительными органами, если обстоятельства того требуют. - Специалист по связям с общественностью
Во время кризисной ситуации важным является специалист по связям с общественностью (или команда PR-специалистов), который поддерживает контакты с сотрудниками компании, клиентами, конкурентами, подписчиками в соцсетях, а также прессой. PR-команда помогает управлять репутацией и всей информацией, которая выходит наружу. - Советник по человеческим ресурсам
Этот специалист обеспечивает и обновляет текущую базу данных всех контактов: сотрудников, советников и групп реагирования. - Юридический советник
Антикризсный юрист должен следить, чтобы кризис решался законным путем, и предупреждать правовые преграды. - Отраслевой советник (Медицина/Безопасность /Экология)
Вам может понадобиться помощь узких специалистов, у которых вы получите совет относительно преодоления кризиса или его последствий.
Антикризисная команда может быть большой и состоять из множества специалистов разного профиля или совсем маленькой. Однако в нее должны входить те, кому вы сможете доверять и в ком будете уверены: кто не боится брать на себя ответственность и принимать правильные решения, даже если они непопулярны в компании.
Поэтому, кроме профессиональных навыков, стоит обращать внимание на персональные качества людей. Особенно тех, кого вы назначаете руководить антикризисными действиями.