МТЛБ или многоцелевой тягач легкобронированный- это вездеход, предназначенный для перевозки грузов и прицепной техники в условиях полного бездорожья, заболоченной местности и большого слоя снега. При этом скорость транспортировки остаётся достаточно высокой. Благодаря закрытому обогреваемому кузову перевозка людей при низкой температуре не представляет проблемы. Может брать на борт 11 человек, не считая 2 в кабине водителя.
МТЛБ может служить мобильной базой для самого разнообразного оборудования. Это делает машину незаменимой для геологоразведывательных партий, доставки грузов в места нефтегазодобычи, обеспечения работ по прокладке дорог в условиях тайги и тундры. Обладая небольшим весом (менее 10 т), вездеход имеет очень неплохую плавучесть. Движение по воде происходит посредством перемотки гусениц.
Интересной особенностью вездехода является свободный доступ к двигательному агрегату, который находится за отделением управления. Это значительно упрощает предварительный разогрев и запуск двигателя, включение других систем тягача. И, что очень важно в полевых условиях, облегчает ремонт в непредвиденных ситуациях.
Благодаря продуманному расположению лобовых стёкол, у водителя нет проблем с обзором во время движения. Освещение ночью обеспечивают курсовые фары и фара- искатель. В случае необходимости устанавливаются ИК-приборы (для ночного видения).
Ходовая часть имеет независимую торсионную подвеску, аналогичную ПТ-76 и БТР-50. Давление гусеницы шириной 565 мм на грунт- 0,45 кг/кв. см.
Прообразом МТЛБ является артиллерийский броне тягач АТ-П, который служил для буксировки противотанковых орудий и гаубиц калибром до 122 мм. Для его замены в 1964 г. были начаты по созданию нового транспортёра. Через 2 года вездеход МТЛБ пошёл в серийное производство.
Традиционно “мотолыга” вооружена 7,62-мм пулемётом ПКТ, установленным в башне. Хотя на современные модификации устанавливается и более мощное вооружение, не надо забывать, что МТЛБ не предназначен для использования в качестве танка или БМП. Его ниша- инженерная разведка, эвакуация раненых, транспортировка различных артсистем, мобильный штаб вблизи переднего края, пожарная машина, носитель комплексов ПВО и т.д.
Машина применялась во всех конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Зарекомендовала себя как надёжный и безотказный труженик войны. Как универсальная база для самого разнообразного вооружения и оборудования распространена во многих странах.