Пожалуй, торговля бензином для потребностей “малой авиации” регламентируется в России жёстче и сильнее, нежели чем автомобильным бензином – ведь в случае остановки авиадвигателя из-за качества топлива ситуация, как правило, завершается авиакатастрофой с человеческими жертвами. Какими же именно техническими нормами оперируют российские организации и в чём их существенные отличия от норм зарубежных?
Нормативная база
До совсем недавнего времени на бензин авиационный технические характеристики определялись ещё “советским” ГОСТ 1012-72 – и только несколько лет назад вместо него был введён в действие российский ГОСТ 1012-2013. Помимо собственно фракционного состава (ароматические, предельные и непредельные углеводороды и их допустимое количество), свойств самих фракций (температуры выкипания и т.д.), общей детонационной стойкости (октановое число) и ряда других характеристик (например, осмоляемости – по сути, определяющей максимальный срок хранения продукта) данный ГОСТ также нормирует количество топливных присадок – в частности, количество тетраэтилсвинца (ТЭС). В США также существует аналогичный документ – это стандарт ASTM D 910.
Зачем в авиабензин добавляется ТЭС?
Самые пожилые автомобилисты наверняка помнят, что ещё в середине прошлого века в автомобильный бензин тоже добавлялся ТЭС – для улучшения октанового числа, однако затем от этой практики отказались из-за масштабных негативных экологических последствий. В случае же авиабензина этого не произошло, т.е. он до сих пор является достаточно ядовитым этилированным видом топлива. “Самолётного” бензина без ТЭС не существует по принципиальным соображениям: без ТЭС у авиадвигателей фатально падает моторесурс и снижается эксплуатационная надёжность – ведь выделяющийся из авиабензина свинец служит в качестве “твёрдой смазки” особо нагруженных подсистем двигателя (прежде всего группы клапанов).
В случае российского бензина марки Б-91/115 предельное количество ТЭС может достигать целых 2.5 гр/кг топлива, в то время как у американской марки 100LL оно не превышает порядка 0.75 гр/кг. Любопытно отметить, что зарубежные специалисты постоянно работают над вопросом безопасного снижения в авиабензине процентного содержания ТЭС – так, совсем недавно в вышеупомянутый американский стандарт была дополнительно введена новая марка авиабензина 100VLL (аббревиатура VLL образована от слов “Very Low Lead”), где общее задекларированное содержание ТЭС было ещё снижено на ~19%.