Метод крепления детских автокресел Isofix был предложен в начале девяностых годов прошлого века Международной организацией по стандартизации (ISO) в качестве альтернативы ставшему традиционным способу крепления кресел при помощи ремней безопасности.
В настоящее время система Isofix широко используется во всех европейских странах, хотя и в наше время ее наличие в автомобиле не является обязательным. Другими словами, устанавливать ли в автомашинах или автокреслах крепежную систему Isofix – каждый производитель решает сам, но, несмотря на подобную свободу выбора, автомобилей, оснащенных системой Isofix, появляется все больше и больше. Во многом это происходит по той причине, что от наличия в автомобиле креплений системы Isofix зависит получение определенного количества баллов в краш-тестах, проводимых EuroNCAP, к чему европейские производители относятся более чем серьезно.
Но, если в подавляющем большинстве европейских стран значение термина «Isofix» широко известно и знакомо каждому водителю, то для отечественного автомобильного рынка, а заодно и для большинства русских родителей, имеющих автомобили, оно, к сожалению, остается малоизвестным.
Система Isofix предназначена для жесткого крепления детского автомобильного кресла к кузову автомашины: для этого задние сидения автомобиля оснащаются специальными скобами (по две скобы с каждой стороны заднего сидения), которые имеют возможность сцепки с кронштейнами, располагающимися на детском автомобильном кресле.
Чаще всего в комплект детского удерживающего средства входят два направляющих вкладыша, выполненных из пластмассы, которые существенно облегчают процесс крепления. Кроме этого, в настоящее время производители постоянно думают о совершенствовании системы сцепления изделий на предмет их безопасности. Одним из достижений производителей моделей, оснащенных системой Isofix, является дополнительный упор в днище салона автомобиля, предназначенный для предотвращения резкого наклона детского кресла вперед при возможном фронтальном ударе во время автомобильной аварии.
Надежность крепления Isofix, а также удобство и простота установки автокресел – две главные отличительные особенности системы. Простота крепления является особенно важным показателем, ведь водители, привыкшие к укреплению детских автокресел при помощи ремней безопасности, наверняка знают, насколько это хлопотное и замысловатое дело. Автокресло с Isofix крепится за считанные секунды, а возможность неправильной сцепки полностью (!) исключается, за счет чего конструкции, оснащенные креплениями Isofix, по праву считаются куда более безопасными.
Долгое время автомобильные девайсы, оснащенные Isofix, выпускались только автопроизводителями: первыми выпускать их взялись известные автомобильные марки Mercedes, BMW и Volvo. Начиная с конца 90-х годов прошлого столетия к выпуску детских моделей с Isofix приступили и компании, специализирующиеся как раз таки на производстве автомобильных удерживающих устройств для детей.
Следует сказать, что детские автокресла, оснащенные Isofix, выпускаются только в двух категориях: для групп «0» (для детей, вес которых не превышает 13 кг) и «1» (для малышей весом от 9 до 18 кг). При этом, как правило, сам ребенок удерживается внутри автомобильного кресла при помощи пятиточечного внутреннего ремня, как в детском стульчике baby care. Есть, правда, и кое-какие исключения, к примеру, изделия, произведенные компанией BMW (группа «1»), которые предусматривают возможность использования штатного ремня безопасности для удержания малыша внутри кресла.
Десяток лет назад автокресла с Isofix можно было установить только в конкретной модели автомобиля, сегодня же дело обстоит совсем иначе: современное кресло, оснащенное Isofix, как правило, имеет довольно внушительный список моделей автомашин, в которых рекомендовано его использование. К примеру, модели фирмы Recaro с платформой Isofix, рекомендованы для более чем 160 марок автомобилей (практически для всех популярных европейских марок).
Однако проблемы, связанные с неуниверсальностью, еще не являются до конца решенными, поскольку в настоящее время не существует четких стандартов, касающихся высоты, угла наклона и других характеристик задних кресел автомобилей разных марок и моделей. Именно по этой причине автокресла с Isofix подлежат обязательной проверке и должны быть одобрены для любой конкретной модели автомобиля.
В настоящее время ведется достаточно много разработок, связанных с совершенствованием крепежной системы Isofix при установке в автомобиле детского автокресла nania. К примеру, многие специалисты считают, что надежней будет увеличить количество точек сцепления до трех, подобно тому, как действует американский аналог Isofix – система крепления Latch. Кстати, этот шаг был бы закономерен и по еще одной веской причине – стремлению к большей универсальности, поскольку такая постановка вопроса сделает Isofix подходящим для любого профиля автомобильных сидений.