Перевозка крупногабаритных грузов, то есть объектов, что не вмещаются в типовой автомобильный грузовой транспорт по габаритам, но в тот же момент, размеры которого не превосходят установленных Правилами дорожного движения норм. Если же эти нормы были превышены, данный груз считается негабаритным. Среды перевозок негабаритных и крупногабаритных грузов широкое распространение имеют перевозки: строительной техники (гусеничные экскаваторы, бульдозеры), техника для сельскохозяйственного производства (зерноуборочные комбайны), тяжелое оборудование (элементы турбогенератора), комплектные трансформаторные подстанции.
Важно понимать, что технология перевозки негабаритных грузов и крупногабаритных должна соответствовать определенным условиям, а именно:
- Соблюдение правил по транспортировке объектов подобного рода (отсутствие шума при перемещении, устойчивость и управляемость транспортного средства, полная фиксация груза на платформе).
- Наличие разрешительных документов от органов местной власти на перевозку груза.
- Налаженный процесс погрузочных и разгрузочных работ.
- Наличие корректных таможенных документов для пересечения контрольно-пропускных пунктов.
Ниже более детально рассматриваются виды нестандартных грузоперевозок.
Перевозки негабаритных грузов предусматривают эксплуатирование спецтехники: тралов, автокранов и прицепы с низкой рамой, а также для чрезмерно больших грузов используются телескопические прицепы на низкой платформе. Использование последней единицы позволяет перевозить объекты любых типоразмеров.
В перевозках крупногабаритных грузов, несмотря на соответствие всем установленным правилам транспортировки, не используются типовые виды грузового автотранспорта. Эксплуатация полуприцепов чуть ли не единственный способ транспортировки крупногабаритных грузов.
Объединяющим как для негабаритных, так и тяжеловесных грузов может быть свойство тяжеловесности груза. И поэтому перевозку тяжеловесных грузов рассматривают отдельно от вышеперечисленных перевозок. Показателем тяжеловесности груза есть превышение грузового стандарта в 38 тонн. Перевозка происходит при помощи особо сконструированного полуприцепа с максимальной чертой нагрузки в 100 тонн.
Перевозка нестандартных грузов требует высокого уровня подготовки обслуживающего персонала, надежности используемой техники, а также детально проработанного плана транспортировки.