Жительница нашего города Людмила В. решила заменить старые окна на новые, пластиковые. Обратилась в известную в городе фирму, реклама которой регулярно появлялась в газетах и на стендах возле подъездов домов. Да и соседи убедили женщину в том, что работа будет сделана качественно и быстро, поскольку совсем недавно сами стали обладателями новых окошек от этой организации.
ОКНА С ДОПЛАТОЙ
Людмила позвонила по указанному номеру, сделала заказ. Оперативность, действительно, одно из очевидных преимуществ работников этой фирмы: не прошло и получаса, как в двери постучал замерщик. Поколдовав возле старых деревянных рам с рулеткой в руках, он сообщил, что все необходимые измерения им сделаны. Теперь он передаст их секретарю, а она, посчитав стоимость заказа, сообщит ее Людмиле. Если все условия женщину устроят, то ее пригласят для окончательного оформления документов.
Спустя еще полчаса девушка-секретарь позвонила и назвала цифру – она составила несколько десятков тысяч рублей. Заказчица на нее согласилась и отправилась в офис для заключения договора и расчета. Несмотря на то, что сумма была немалой, Людмила оплатила производство и установку окошек полностью, забрала второй экземпляр договора и, вздохнув облегченно, отправилась домой.
Ждать предстояло неделю – именно столько требовалось для производства окон. Через 7 дней должны были явиться их установщики. Людмила уже представляла, как красивые, новенькие рамы украсят оконные проемы, а в комнате станет тепло и тихо… Ее размышления прервал звонок из фирмы. Секретарь сообщила, что забыла включить в сумму стоимость москитной сетки, производство которой было оговорено заранее. Требовалось немедленно вернуться и доплатить еще тысячу рублей, иначе производство окошек откладывается на неопределенный срок. Видимо, скорость, с которой работали сотрудники этой фирмы, допускала подобные издержки производства: ну, поторопилась секретарь услужить клиенту, ну, «упустила из виду». При этом звонившая не извинилась за доставленные неудобства, более того, тон общения выбрала требовательный и безапелляционный.
Людмила, обладая некоторыми юридическими знаниями, вернулась в офис. Но не для того, чтобы сделать доплату, а для того, чтобы расторгнуть договор. Женщина имела на это полное право. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к такому понятию, как «публичная оферта».
Это адресованное неопределенному кругу лиц и содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Одним из качеств оферты является окончательность: тот, кто делает вам предложение, несет ответственность за его выполнение, помимо этого, условия договора не могут быть изменены после его заключения. Об этом Людмила рассказала незадачливой девушке-секретарю, подкрепив свои доводы примерами статей из Закона «О защите прав потребителей» и «Правил торговли». Именно этими законодательными актами регулируются отношения между покупателем и продавцом, в том числе и в ситуации, когда товар вдруг неожиданно оказывается дороже объявленной стоимости. Об этом факторе давайте поговорим поподробнее.
ЦЕНА В МАГАЗИНЕ: НАЙДИ ОТЛИЧИЕ
Конечно, мы не устанавливаем в квартире каждый год новые окна и редко сталкиваемся с такими горе-секретарями, невнимательность которых приходится оплачивать дополнительными средствами и собственными нервными клетками. Но очень часто оказываемся в ситуации, когда узнаем о реальной цене товара только при расчете на кассе, и при этом она гораздо выше, чем на ценнике. Правда, разница исчисляется не тысячами рублей, а десятками, в крайнем случае, сотнями. Согласитесь, подобные недоразумения – мелочь, но весьма неприятная. Что делать и как поступить, если вы рассчитывали потратить одну сумму, а вас вынуждают выложить другую?
Как правило, в магазине все претензии администратор отклоняет и пытается оправдать оплошность банальной нехваткой рабочих рук. Мол, поступление нового товара происходит постоянно, и персонал не в состоянии уследить за всеми изменениями цен. При этом, заметьте, разница всегда оказывается в пользу продавцов. Ну, кто из покупателей может похвастаться, что магазин «подарил» ему некоторую сумму, объявив, что продукт стоит меньше объявленной стоимости? Думаю, таковых не найдется.
ЦЕННИК В ЗАКОНЕ
В этом случае каждому из нас нелишним будет узнать, что магазин нарушает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно пункту 1 статьи 10 этого документа, продавец обязан свое-временно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах, чтобы у клиента была возможность сделать правильный выбор. Пункт 2 той же статьи уточняет, что среди таких сведений должны быть цена в рублях и условия приобретения товара. Второй документ, требования которого нарушает магазин, – «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г., где в пункте 19 отчетливо прописано, что каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником. На нем должны быть четко указаны наименование продукции, ее сорт, цена за вес или единицу. Законопослушный покупатель должен уплатить за товар не больше той суммы, которая указана на ценнике.
Если разница в цене обнаружилась только на кассе, никто не имеет права заставить вас купить товар. Но даже если разницу вы заметили после того, как был пробит чек и уплачены деньги, вы имеете право требовать потраченную сверх нормы сумму или вернуть товар. Такую возможность вам предоставляет статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Главное – проверить чек сразу же. И третий документ, который оговаривает ситуацию с подменой цен, – Кодекс РФ об административных правонарушениях, а именно статья 14.7. Она гласит, что предоставление недостоверной информации о цене товара является обманом потребителей.
ЕСЛИ ЕСТЬ РАЗНИЦА, ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ?
Оказавшись в роли жертвы недобросовестного отношения продавцов, пригласите представителя администрации магазина и в вежливой форме выразите ему свое недовольство. Вы вправе ждать от руководства торговой организации не только выплаты ценовой разницы, но и извинений. Если же сотрудники заведения отказываются это сделать, оставьте в книге жалоб соответствующую запись, подписанную свидетелями. Помните, что руководство магазина обязано ответить в письменном виде на вашу претензию. Затем вы можете позвонить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (телефоны всех контролирующих учреждений должны быть вывешены в магазине на информационном стенде), но будет лучше, если напишете письменную жалобу. Она составляется в двух экземплярах, к ней необходимо приложить ответ администрации. В качестве доказательств подойдет и фотография ценника (но ни в коем случае не забирайте его с собой, иначе администрация магазина обвинит вас в краже торгового оборудования). Можно запечатлеть рядом с ним и телефон, на котором будут отчетливо видны дата и время. Этими снимками необходимо сопроводить письмо в Роспотребнадзор. В соответствии со статьей 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях на магазин может быть наложен административный штраф в размере 10000-20000 рублей, должностным лицам неправильные ценники могут обойтись в 1000-2000 рублей.
Как правило, всех этих действий бывает достаточно, чтобы администрация магазина принесла свои извинения и выплатила разницу в цене, ведь проще вернуть несколько десятков рублей, чем ввязываться в тяжбы и споры. Более того, стоит только начать фотографировать и требовать книгу жалоб, как сотрудники торговой точки, скорее всего, согласятся уладить конфликт мирным путем.
Подобными мерами можно заставить магазин внимательнее относиться к порядку на прилавках, а значит, уважать того, кто приносит свои кровно заработанные деньги именно в это торговое заведение, – своего покупателя.
МОСКИТКА В ПОДАРОК!
Что касается героини нашего рассказа Людмилы, то даже те небольшие юридические знания, которыми она располагала, помогли ей защитить свои права. Напомню, что женщина потребовала расторжения договора и возврата денег. Секретарь сделать это отказалась, ссылаясь на то, что средства она уже передала руководителю фирмы и «процесс производства запущен». Людмила потребовала его остановить и пообещала прийти за деньгами на следующий день, пригрозив при этом судебным иском против фирмы. Утром следующего дня женщине позвонил руководитель организации по производству и установке пластиковых окон и сообщил, что москитную сетку он ей «дарит».