Производство дизельного топлива осуществляется на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, и, как любой технологический процесс, состоит из нескольких этапов, а именно:
- первичной переработки нефти;
- вторичной переработки нефти;
- гидроочистки;
- смешения (компаундирования).
Рассмотрим их более подробно
Первичная переработка нефти представляет собой процесс разделения нефтепродуктов на определенные фракции в зависимости от их температуры их кипения. Процесс проходит в ректификационных колоннах, в результате чего из нефти извлекается дизельная фракция, используемая для дальнейшего производства дизельного топлива.
После этого дизельную фракцию отправляют на вторичную переработку, в процессе которой меняется химический состав и структура углеводородов. Для получения автомобильного дизтоплива данная стадия проводится методом каталитического крекинга. Каталитический крекинг проводят при температуре 48-490 °С и при давлении 1,5 атм. В результате этого процесса происходит расщепление крупных молекул нефтяной фракции на более мелкие.
При каталитическом крекинге выход топлива достигает 70%, а газа – 12-15 % от массы сырья.
В отличие от прямой перегонки, процесс вторичной переработки нефтяных фракций отличается более высокой стоимостью и сложностью в проведении, однако при таком подходе существенно возрастает выход готовой продукции, а также повышается ее качество.
Далее дизтопливо проходит процесс гидроочистки, при котором при высоких температурах и давлении проходит химическая реакция водорода с получаемым продуктом, в результате чего в составе дизтоплива снижается уровень серы и полиароматических углеводородов. Низкий уровень серы в готовом топливе уменьшает воздействие продуктов его горения на окружающую среду, а отсутствие полиароматических углеводородов повышает его цетановое число.
Конечной стадией получения дизельного топлива является смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок. Для повышения морозостойкости дизтоплива зимние марки производят из более лёгких фракций, чем летние. А для получения арктических марок дизельного топлива на этапе смешения прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов дополнительно вводятся специальные присадки, которые повышают цетановое число с 38 до 40.
Полученный готовый продукт отправляют на технологический контроль, необходимый для проверки продукции на соответствии всем установленным стандартам. Далее организуют доставку дизельного топлива на заправочные станции.