“Антикризисное управление” – понятие, которое въедается в наше понимание со студенческой скамьи. Но так ли однозначно это понятие, как нам пытались его преподнести?
Ответ отрицателен. На самом деле практики разделяют три вида “антикризисного менеджмента”:
- собственно антикризисный менеджмент предприятия;
- менеджмент в кризисных условиях;
- управление кризисом.
Три абсолютно разные подхода к управлению упорно пытаются совместить в один. Это тенденция берет свое начало из неоднозначного перевода английского crisis management.
Постараемся разделить три представленные выше варианта развития ситуации.
Антикризисный менеджмент
Плановая работа компании над предотвращением возможных или уменьшение реальных убытков. В большинстве компаний присутсвует такой вид менеджмента. Самое главное – не так легко отследить реальную пользу мер предупреждения кризисных ситуаций, пока эти самые ситуации не произошли.
Менеджмент в кризисных условиях
В этом случае у предприятия есть два пути выхода из уже сложившегося и прогрессирующего кризиса:
- Победить, несмотря ни на что.
- Найти наименее убыточный вариант закрыть производство.
Зачастую подобная ситуация складывается, когда проблему накладываются одна на другую. Невыгодный кредит, недобросовестный поставщик или ошибки персонала. Но все эти факты могут остаться лишь фактами, если не разрешить ситуацию. Только после решения острого вопроса можно начинать разбор полетов.
Управление кризисом
Лучше объяснить суть данного типа управления на примере.
Вы управленец и вот у вас появляется соперник в лице амбициозного и результативного подчиненного. Он становится неформальным лидером в коллективе и пытается сместить вас с ваших позиций. Что следует делать в сложившейся ситуации? Создайте кризис.
В кризисе выигрывает тот, кто им управляет. Настройте коллег против смельчака. Явно выделяйте его как в похвалах, так и в заработной плате. Заставьте коллектив недолюбливать неформального лидера, завидовать ему. За все его промахи наказывайте весь коллектив, конечно же не явно. Когда ситуация достигнет своего пика, пришло ваше время стать третейским судьей. Рассудив сложившуюся ситуацию и вернув прежний порядок, можете праздновать победу. Вы понизили авторитет вашего противника, заслужили доверия коллектива и благодарности оппонента.
Грамотный руководитель всегда на шаг впереди, на то он и руководитель.
Управлять – это искусство. А управлять кризисом – качество действительно искусного руководителя.