МОСКВА, 6 июл — РИА Новости. Конституционный суд РФ признал легитимным введение «сухого закона» для водителей в 2010 году, который запретил садиться за руль после употребления даже небольшого количества алкоголя, пишет в среду газета «Коммерсант».
Закон, отменяющий предельно допустимую дозу алкоголя в организме водителя, вступил в силу в России 4 августа 2010 года. Он был введен по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева и направлен на то, чтобы снизить число ДТП в России, совершенных по вине или с участием нетрезвых водителей. Закон запрещает водителям садиться за руль после употребления алкоголя; в противном случае автомобилист однозначно будет лишаться водительских прав. Документ предусматривает лишение удостоверений на срок от полутора до двух лет, а для злостных нарушителей — административный арест на срок до 15 суток.
В распоряжении газеты оказалось определение КС, в котором жителю Подмосковья Денису Асауляку было отказано в рассмотрении жалобы на нарушение его прав. Асауляк пожаловался на то, что при проведении медицинского освидетельствования зимой 2011 года выяснилось, что уровень содержания алкоголя в его крови составляет 0,058 миллиграмм, после чего судья лишил его прав. Адвокат Асауляка не смог объяснить, почему в его крови обнаружили алкоголь.
Асауляк сослался на нормы Венской конвенции о дорожном движении, которую ратифицировала Россия. Она гласит, что в национальном законодательстве стран должен быть предусмотрен допустимый уровень содержания алкоголя на литр крови и выдыхаемого воздуха — не более 0,5 грамма и 0,25 миллиграмма соответственно. Эта норма существует для того, чтобы учитывался эндогенный алкоголь, который вырабатывается в процессе жизнедеятельности человека.
«Асауляк пожаловался, что, если бы в РФ применялись нормы конвенции, он не был бы наказан. При этом он ссылается на статью 15 Конституции, которая гласит, что “международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы”, а если ими “установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”», — пишет газета.
Однако суд не увидел противоречия между конвенцией и российским «сухим законом», так как оба документа преследуют цель повысить безопасность дорожного движения.
«Оспариваемые положения закона, отменяющие нормы, регламентирующие допустимый уровень содержания алкоголя, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. Такому решению не препятствуют положения Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, на которые ссылается заявитель, поскольку они направлены на повышение безопасности международного дорожного движения», — цитирует газета документ КС.
Вопросы эндогенного алкоголя и европейской практики КС не затронул. Адвокат Асауляка сообщил, что он направит жалобу в Страсбургский суд.