Мало просто купить квадроцикл, нужно еще освоить управление им. Управлять квадроциклом не сложнее, чем любым другим транспортным средством. При этом теоретические рассуждения и умные советы, как и в случае постижения основ езды на автомобиле или мотоцикле, не продвинут обучаемого по выбранной стезе ни на йоту вперёд. Главное – это практика. Но кое-какие основы, своеобразный предполетный инструктаж при первой попытке покорения бездорожья, новичку следует помнить.
Прежде всего, делая первые шаги в освоении квадроцикла, не пытайтесь, оглашая окрестности радостными воплями, рвануть на ближайшие болота, которые объезжают стороной даже более опытные водители. Квадроцикл – машина, конечно, приспособленная к условиям бездорожья, но вероятность безнадёжно завязнуть в грязи в большей мере зависит от умения водителя, чем от характеристик подвески и кубатуры движка мотовездехода. Даже хорошо освоившись с управлением, посещение подобных гнилых мест имеет смысл совершать группой, дабы, в любой момент, более удачливые коллеги могли вызволить товарища, буксующего в грязном месиве коварной колеи.
Знакомство со столь обожаемой вами машиной и освоение основ управления ею лучше начинать на дороге. Согласно законодательству РФ, мотовездеходы рассматриваются как сельскохозяйственная техника или спортивный инвентарь, что лишает их прав на движение по дорогам общего пользования. Поэтому первым этапом освоения квадроцикла должны стать неспешные прогулки по ровным грунтовым дорогам или полям, где новичку не угрожает риск застрять либо принудительно катапультироваться с сиденья на подвернувшейся кочке. Освоение квадроцикла – процесс, требующий определённого времени, а, принимая во внимание, что это довольно опасное хобби, к этому вопросу следует подходить достаточно серьёзно и с полной ответственностью.
Избегайте резких, «киношных» стартов. Приучайте себя начинать движение плавно, без рывков. Этот навык окажется очень полезным при движении после хорошего дождя по разбитой в хлам, раскисшей дороге. В этом случае излишне резкая перегазовка может послужить причиной зарывания вашего аппарата в грязь.
Конструкция квадроцикла, в отличие от двухколёсного мотоцикла, не позволяет ему проходить повороты с наклоном. В результате этого, под действием инерции, при правом повороте возникает левый крен аппарата, а при левом – правый. Несмотря на то, что центр тяжести квадроцикла разработчики пытаются опустить как можно ниже, при достаточно высоких скоростях это не спасает и требует от водителя переноса веса своего тела в сторону направленную противоположно повороту с целью компенсации крена. Естественно, что проведение такой процедуры на интуитивном уровне, потребует от новичка отработки определённых навыков и накопления опыта.
Главное – не переборщить при компенсирующем наклоне, и не потерять ни на секунду контроль направления движения и управления газом. Типовая ошибка новичков – потеря управления скоростью при совершении поворота, что зачастую порождает непредсказуемую траекторию движения. Повороты следует проходить, не меняя газа, и, совершая перемещение тела, чётко контролировать ситуацию.
Некоторые квадроциклы при заезде даже на небольшой склон, или спускаясь с него, имеют склонность к опрокидыванию. Критический угол наклона в значительной мере зависит от конструкции аппарата и распределения груза на его поверхности. Поэтому эффективным приёмом предупреждения опрокидывания является перенос тела с наклоном вперёд при подъёме и, естественно, выполнение обратной фигуры при спуске. Ещё одна ошибка начинающих квадроциклистов – применение резкого торможения при спуске. В связи с ассиметричностью работы тормозов у квадроциклов (передние несколько мощнее задних), торможение при спуске может привести к перевороту. Для предотвращения этого рекомендуется воспользоваться старым байкерским приёмом – торможением с помощью двигателя, что на большинстве моделей очень эффективно.
И ещё одна рекомендация – отправляясь в поездку, не забывайте о защитной экипировке. Да, это – дорого. Да, иногда это – не комфортно. Но экономить безопасности – безрассудно и глупо.