Особенно важным аспектом психического и духовного здоровья является наша реакция на стресс. Многочисленные исследования показали, что здоровье в большой степени зависит от того, как мы реагируем на стрессогенные события в жизни, связанные с потерей любимого человека или разводом, на конфликты дома или на работе и даже на такие простые повседневные раздражители, как стояние в дорожной пробке.
Чтобы справиться со стрессом, разум связывается с телом, подключая нейроэндокринную систему. Нейрохимические вещества, которые обычно производятся организмом в качестве реакции на стресс, ассоциируются с десятком разрушительных болезней. Чрезмерное воздействие этих веществ (таких, как кортизол, адреналин и норадреналин) на организм может истощить иммунную систему и привести к снижению сопротивляемости бактериальным или вирусным инфекциям или к развитию более серьезных расстройств, таких как сердечно-сосудистые заболевания, повышенное давление и рак — болезням, которые традиционно связывают со старением.
Существует множество источников стресса, в частности физические, психологические, социальные и экологические. Шумовое «загрязнение», информационная перегрузка, стремительные технологические перемены и постоянно растущий спрос со стороны окружающей жизни на наше время — вот только часть окружающих нас стрессогенных факторов, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Но дело даже не в самих этих факторах, а в нашей реакции на них. А реакция порождается нашими убеждениями, ценностями, подходом, предыдущим опытом и собственно личностью. Характеристические способы реагирования на стресс могут быть здоровыми или нездоровыми: даже порожденную стрессом болезнь можно побороть, если научиться здравому подходу и овладеть способами справляться со стрессом.
Исследователи обнаружили совокупность черт, которые формируют стойкую к воздействию стресса личность. Это определенные привычки и схемы поведения, которые позволяют некоторым индивидуумам выдерживать стресс лучше, чем это могут другие. Такие люди отличаются оптимистическим взглядом на жизнь, внутренним чувством самоконтроля, эмоциональной стабильностью, приспособляемостью и низким уровнем негативной эмоциональности (включая депрессию, тревожность, враждебность, неуверенность в себе или затруднение в общении, импульсивность и ранимость). Способность активно справляться со стрессом или быстро преодолевать жизненные неудачи, таким образом, несомненно, является крайне важным качеством, необходимым для благополучного старения. Неудивительно, что многие пожилые жители Окинавы полностью соответствуют данным характеристикам.
Все это вовсе не означает, что старики ведут свободную от стрессов жизнь. Наоборот, мы обнаружили, что они постоянно отбиваются от тяжелых эмоциональных испытаний и потерь — от бедности, тягот войны, угнетения и других трудностей, причем с поразительной стойкостью. Мы также обратили внимание на чрезвычайно низкий уровень негативных эмоций, практически полное отсутствие склонности впадать в депрессию и высокий уровень социальных контактов — хорошо известный механизм борьбы со стрессом.
Тестирование личности показало, что долгожители 100-летнего возраста, когда они находились в расцвете жизни, были мало подвержены таким чувствам, как нехватка времени и напряжение. Это означает, что в повседневной жизни они не чувствовали, что должны куда-то торопиться, что им не хватает времени, поэтому сохранили низкий уровень подверженности стрессу, что необходимо для здоровья. Зато они не страдали отсутствием уверенности в себе и упорства, то есть тех качеств, которые помогали им справляться с наиболее стрессогенными событиями в жизни, такими как война или смерть членов семьи.
Возможно, наиболее интересным, однако, оказалось открытие, что многие из этих столетних долгожителей вполне склонны к независимости, несмотря на систему культурных ценностей, провозглашающую ценность качеств ясаши (благородный, обладающий мягкостью манер) и тайгай (общительный, не напряженный, не жесткий). Те долгожители, с которыми мы беседовали, обладали волевым характером, отличались юным подходом «я все могу», рассматривали себя как опору своей семьи. Система культурных ценностей, которая ставит пожилых людей в положение, при котором их превозносят и уважают, возможно, еще больше способствует их ощущению благополучия жизни.
И наконец, согласно мнению специалистов обнаружили, что вся социальная структура, похоже, восприняла тот более замедленный ритм жизни, который известен там под названием «время Окинавы». Это совершенно уникальное ощущение времени, по-видимому, удивительно благоприятно воздействует на состояние здоровья всего населения в целом. И без сомнения, нам, живущим на Западе, оно тоже не повредит. Некоторая доза «времени Окинавы», возможно, это как раз «то, что доктор прописал» для снижения неестественно высокого уровня стресса в нашем стремительно рвущемся вперед обществе. Тот факт, что мы не живем на Окинаве, не означает, что мы не можем жить в соответствии с принципом «времени Окинавы».