Договорные отношения связывают двух субъектов гибкими узами гражданского законодательства, которые контрагенты могут «ослабить» по своему желанию или «затянуть» покрепче. Контрагенты обладают той совокупностью корреспондирующих друг другу прав и обязанностей, которые сами определили соглашением посредством достижения обоюдовыгодного компромисса. И в правоотношениях, протекающих адекватно и благоразумно, партнеры уважают мнения друг друга и идут навстречу, если объективные обстоятельства не дают одному из лиц выполнить взятые на себя ранее договорные обязательства. Однако не всегда правоотношения выстраиваются благоприятным образом, и стороны могут решить все возникающие недоразумения самостоятельно и миролюбиво.
Для таких случаев Гражданский кодекс РФ предусматривает институт «претензии» как письменного обращения (подробнее смотрите Консультант Плюс программа Консультант Плюс), направляемого в адрес лица, нарушающего положения договора, выражающего ноту протеста и недовольства стороны, которой угрожают реальные или потенциальные убытки. В тексте обращения должны быть следующие обязательные пункты:
- Суть недовольства стороны – требования;
- Перечисление положений договора и законодательства, которые по мнению лица были нарушены адресатом обращения;
- Предлагаемые меры к исправлению ситуации;
- Срок, в который должен поступить ответ на претензию (по умолчанию законодательство устанавливает месячный период для подготовки ответа);
- Если требования имеют материальное выражения, то они должны быть названы конкретно и по факту: все цифры должны быть подтверждены прилагаемыми к претензии документами и расчетами.
Законодательство предполагает, что претензионный порядок должен предшествовать судебному разбирательству сторон, но не всегда это является обязательным требованием закона. Однако оформление претензии, предшествующее судебной тяжбе, является необходимым для следующих видов сделок и споров:
- договоры транспортировки груза и пассажирских перевозок;
- вопросы по изменению существенных условий договора или его принудительного расторжения;
- вопросы, касающиеся уплаты сумм, процентов и неустоек, предусмотренных положениями соглашения.
Обязательная реализация претензионного порядка может вытекать из текста самого соглашения. При несоблюдении этих норм суд оставляет исковые требования не рассмотренными и не назначает ни предварительного, ни основного судебных заседаний.