Депутаты Госдумы намерены опротестовать в Конституционном суде постановление, позволяющее взимать с импортеров и производителей медиатехники и носителей 1% от таможенной или рыночной стоимости их продукции, который с 1 ноября начал взимать Российский союз правообладателей, возглавляемый Никитой Михалковым. РСП является распределителем этих денег.
Как сообщает РБК, этот сбор получил в российской блогосфере название “налога на болванки”. Постановление касается дисков, карт памяти, мобильных телефонов и медиаплееров. Акциями протеста со стороны пользователей заинтересовались депутаты “Справедливой России”.
По новому закону налог взимается с производителя. В свою очередь производители и импортеры не скрывают, что перенесут расходы на покупателя. Для простых потребителей налог вырастет до 2-3%, некоторые эксперты называют более существенные 5-25%. Принятие закона, имеющего статус антипиратского, поясняется требованиями ВТО.
“Теперь, покупая абсолютно чистую болванку, флешку или другой носитель электронной информации, вы должны заплатить ещё один процент сверху за право записать на этот носитель информацию. То есть за то, чего на этом носителе нет, и неизвестно, появится ли. Мы будем платить каждый раз, когда поликлиники и школы будут покупать компьютеры (в этом случае мы будем платить дважды). Мы будем платить каждый раз, когда решим записать на флешку свои фотографии”, — утверждается в обращении пиратской партии России.
Для того чтобы сбор с каждой болванки был законный, надо четко доказать, что покупатель будет копировать на него именно защищенный авторским правом контент. Но этим никто и не планирует заниматься, это вряд ли возможно. Универсальность и возможность многократного использования носителей и оборудования технологически исключают такую возможность. Это явное свидетельство реакционности современного “копирайтерского” законодательства. Поэтому платить будут все, то есть и те, кто никогда не скачивает музыку на мобильный, не смотрит пиратские диски и т.д.
“Этот закон неконституционный, следовательно, его можно обжаловать в суде. Необходимо в поддержку обращения от Думы в Конституционный суд РФ собрать 90 подписей депутатов”, — говорит член партии “Справедливая Россия” Илья Пономарев.
Кстати, уплата налога в пользу правообладателей должна позволять копировать авторский контент без какой-либо дополнительной платы. За продукт уже уплачено. Россиян подталкивают к использованию пиратских каналов и копий, то есть дальнейшей с точки зрения законодательства криминализации, вместо поступательного развития культуры оплаты за интеллектуальный продукт, поиска и внедрения более гибких методов обеспечения авторских отчислений.
РАО (один из соучредителей РСП) и в меньшей степени Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС, также соучредитель РСП) и до принятия налога активно занимались сбором вознаграждений за публичное исполнение музыки с телеканалов, радиостанций, ресторанов, кинотеатров, гостиниц и пр. В предыдущем году сумма сборов составила около 3 млрд рублей. Однако воспроизведение музыки в личных целях контролю организаций не поддавались и борцы за авторские отчисления решили бить по площадям.
Кинорежиссер и актер Федор Бондарчук заявил, что нелегальные копии фильма “Обитаемый остров” были скачены с торрентов в первые дни проката более миллиона раз. Режиссер считает, что нелегальное потребление контента наносит удар по доходам правообладателей. “Производителю практически невозможно работать”, — цитирует Infox. ru Федора Бондарчука.
По закону деньги за прослушивание музыки в плеере должен выплачивать производитель техники и дисков. С объявлением организации Михалкова ответственной за сбор этих денег окончательно оформилась структура, монопольно контролирующая авторские вознаграждения. Функционировать она будет за счет процента (около четверти всей суммы) от сборов, которые, по прогнозам, только у РСП могут составить от $100 до $200 млн ежегодно, полагает “Время новостей”.
“Авторам нужна свобода, а не деньги, — цитирует председателя “Пиратской партии” Павла Рассудова “Голос России”. — “Налог на болванки” не дает авторам возможности использовать свободные лицензии. Одним из пунктов в нашем обращении к депутатам ГД стала просьба инициировать внесение изменений в ГК РФ, разрешающих использование свободных лицензий”.
Свободными в данном случае называют особый вид лицензий нацеленный на обеспечения юридической защиты прав (“свобод”) пользователя (общественности) на неограниченные воспроизведение, изучение, распространение и изменение (модификацию или совершенствование) различных продуктов интеллектуальной деятельности. Предусмотрен запрет на коммерческое использование в том числе и производных работ без оплаты автору продукта.
На получение возможности взимания сбора Росохранкультурой был объявлен конкурс. Заявки подали две структуры — РСП и Российское общество по смежным правам (РОСП). Ведомство объявило итоги конкурса с месячным опозданием — 26 октября 2010 года. РОСП предложила свою схему распределения средств: 90% шло бы авторам, 10% — на покрытие фактических расходов. Только вот предлагаемая РОСП налоговая ставка была еще выше…
Советом РСП была определена и обнародована структура расходования: на покрытие собственных трат будет удерживаться не более 15% от собранных средств. Остальные 85% будут распределяться между правообладателями в пропорции: 40% – авторам музыки и кино, 30% – исполнителям, еще 30% – изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Стоит отметить, что раньше по данным СМИ, ссылавшимся на документы Росохранкультуры, фигурировали другие цифры. В частности, 60% планировалось отчислять в некие фонды, а 20% – расходовать на собственные нужды организации.
В Совет РСП входят музыкант Юрий Башмет, режиссер Владимир Хотиненко, актеры Сергей Безруков, Сергей Маковецкий, Ирина Мирошниченко, Сергей Никоненко, Виктория Толстоганова, Юрий Стоянов, композитор Владимир Пресняков, певец Николай Расторгуев. Председатель правления РСП — актер, режиссер Артем Михалков. Президент РСП — Никита Михалков.
Одним из соучредителей РСП, наряду с ВОИС и РАО, является возглавляемый Никитой Михалковым старый Союз кинематографистов. Присутствуют и физические лица: Леонид Эмильевич Верещагин (генеральный директор студии Никиты Михалкова “Тритэ”), Николай Ильич Денисов (вице-президент авторского совета РАО) и Александр Леонидович Клевицкий (вице-президент авторского совета РАО).
Неясно, по какому принципу будут определяться пропорции выплат тому или иному автору за копирование его, скажем, фильмов. Правообладатели предлагают некую формулу в которой учитываются разного рода медирейтинги и степень популярности контента в сети. Интересно, будет она учитывать рейтинги в интернете только по сайтам с официальным платным контентом, или все же у пиратов, где посещаемость в разы выше и распределение спроса выражено четко.
P.S. Неужели, кто то за ум взялся ?