Правительство может ликвидировать транспортный налог и повысить акцизы на топливо. Чиновникам придется выбирать между ростом цен на бензин и увеличением нагрузки на нефтяную отрасль, говорят эксперты
Правительство может повысить акцизы на топливо, но при этом отменить транспортный налог, заявил вчера премьер Владимир Путин, вопрос «находится в проработке» (цитаты по «Интерфаксу»). Против отмены транспортного налога выступают регионы, чьи бюджеты он пополняет. До этого им удавалось убедить правительство сохранить налог, но «это не значит, что мы так оставим навсегда», сказал премьер.
Обсуждение ведется пока только на экспертном уровне, уточнил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Для чиновников Минфина и Минэкономразвития заявление Путина стало сюрпризом. Варианты резкого повышения акцизов и отмены транспортного налога не обсуждаются, утверждают два сотрудника этих ведомств.
Отмену транспортного налога при двукратном повышении акцизов правительство обсуждало в 2010 г. Однако в результате налог оставили, снизив базовую ставку и позволив регионам отказываться от его взимания. Но почти во всех регионах выплаты по транспортному налогу для автовладельцев остались прежними, рассказывает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. В 2009 г. правительство планировало повысить базовую ставку транспортного налога вдвое. Однако после акций протеста автомобилистов (см. врез) отказалось от этой идеи, позволив регионам повышать базовую ставку не в 5, а в 10 раз.
«Это более справедливо, — считает вице-губернатор Тверской области Сергей Аристов. — Платит тот, кто много ездит, а акцизы идут как раз на формирование дорожных фондов, которые тратятся на строительство и ремонт дорог». Для регионов нет особой разницы, каким образом собирать необходимые средства — через налог или акциз, замечает он: «Акциз даже легче администрировать, так как его платит легко определяемое число производителей, которых явно меньше, чем автовладельцев».
Но реформа скажется на ценах на топливо, считает гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. По данным Росстата, за последние четыре недели бензин подорожал на 3,4%, а с начала года — на 7,1%.
Чтобы компенсировать отмену транспортного налога, акцизы на топливо придется повышать в 1,5-2 раза, подсчитал аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. Повышение акциза обычно перекладывается на покупателя, но ФАС не даст поднять цены на бензин, поэтому реформа ударит по нефтяникам, говорит сотрудник крупного сырьевого холдинга. «Нефтяникам это невыгодно, и они будут стремиться снижать объемы продаж топлива, могут возникнуть перебои, и ситуация только ухудшится», — описывает возможные риски Сергей Вакуленко из IHS CERA.
И все же отмена транспортного налога и повышение акцизов может оказаться разумной мерой, считает Вакуленко. «Акциз привязан к потреблению бензина, а не к техническим показателям автомобиля, как транспортный налог, — это более справедливо», — согласен он с Аристовым.