Сегодня на машинах устанавливают разные типы трансмиссий. Многие знают о том, как работают механические и автоматические КПП. А вот, с устройством и принципом работы вариатора, знакомы не все, несмотря на то, что это устройство появилось уже достаточно давно. Вот почему нужно изучить его устройство, и узнать его особенности и присущие ему минусы.
Вариатор это разновидность автоматической КПП. Внешне вариатор мало отличается от ступенчатой АКПП. Вариатор также оснащен несколькими режимами работы, обозначенными P, R, N и D. Но это лишь внешнее сходство, технически вариатор является совершенно другим агрегатом. Если говорить об устройстве вариатора, то на этом типе КПП отсутствуют фиксированные передачи. Происходит лишь изменение передаточного числа, благодаря чему при движении машины нет толчков характерных для АКПП.
Если говорить о типах этой КПП, существует три разновидности вариаторов: цепные, тороидальные и со шкивами.
Как работает вариатор
Вариатор, основанный на шкивах с изменяющимся диаметром, наиболее распространённый тип. Рассмотрим его подробнее. Вариатор оснащен двумя шкивами соединенными ремнем. При этом используется не резиновый ремень как в других машинах, а стальной, с достаточно сложной конструкцией. Благодаря сдвигу и расхождению шкивов, вращение происходит изменением диаметра ремня.
При работе вариатор разгоняет машину, поддерживая обороты, соответствующие предельному значению крутящего момента. Его особенностью является ровная работа мотора. Электронное программирование, позволяет настраивать коробку на предельный разгон. Например, вариатором достигается 4,5 тысяч оборотов, затем разгон продолжается при этих оборотах. Это позволяет машине динамично набирать скорость. Ее работа может быть настроена под классическую коробку, в которой между определенными оборотами происходят провалы, затем снова резкий разгон. Этим имитируется простая АКПП.
При рассмотрении минусов, необходимо упомянуть, что вариатор устанавливается на автомобилях, с небольшим объемом двигателя. Кроме того велика стоимость обслуживания этой КПП. Только лишь одна специальная жидкость, обеспечивающая работу этого устройства, стоит гораздо дороже, обычного масло для коробки передач.
В заключение, нужно отметить, что этот тип трансмиссии обладает своими плюсам и минусами. Однако, вариаторы устанавливаются на всё большем количестве современных машин. Эта разновидность коробки передач, более современная версия АКПП, поэтому он имеет будущее.