В блог Президента Башкортостана Рустэма Хамитова обратилась инициативная группа ученых, историков, краеведов, искусствоведов и просто неравнодушных к истории и культуре Уфы людей с просьбой сохранить и защитить оставшиеся в Уфе здания – памятники истории и архитектуры от сноса и разрушения. Речь идет о домах, расположенных в центре города на улицах Аксакова, Гоголя, Зенцова, Коммунистической, К.Маркса, Цюрупы, Чернышевского.
В тексте обращения говорится о том, что часть домов уже много лет не реставрируется, разрушается и находится в удручающем состоянии. А часть и вовсе приговорены к сносу, несмотря на то, что включены в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и по закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должны находиться под особой охраной. Всего под текстом обращения подписались более 45 человек.
Инициативная группа также обратилась и в редакцию «Общественной электронной газеты» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Мы связались с одним из инициаторов обращения к Президенту, уфимским историком Владимиром Захаровым. Он подтвердил, что дома, входящие в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Уфы, находятся под угрозой исчезновения:
– В Уфе осталось несколько домов, которым уже 150 лет и более. Среди них казармы на улице Гоголя. Есть несколько домов на улице Цюрупы. Перед 450-летием добровольного вхождения Башкортостана в состав России они были обновлены, и сейчас они находятся в достаточно хорошем состоянии. Но поскольку в настоящее время там ведется строительство спального района, есть опасение, что их тоже снесут. То же самое и с другими постройками. Все эти дома находятся в перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Уфы, а значит, должны находиться под особой охраной и защитой. Но федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и закон Республики Башкортостан «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан» почему-то не соблюдаются. Мы считаем, что памятники истории и культуры должны находиться под защитой, чтобы наш город хотя бы чуть-чуть сохранил свой исторический облик. Ведь те дома, которые входят в реестр, действительно представляют историческую ценность.
Некоторые дома, занесенные в перечень объектов культурного наследия, к сожалению, сохранить не удалось, – продолжает Владимир. – Они были снесены. Например, несколько домов, которые были расположены на улице Заки Валиди (Фрунзе) были отреставрированы к 450-летию, но потом их снесли. Около дворца культуры «Нефтяник» был расположен целый музейный комплекс, состоящий из нескольких домов. Но и его не пощадили. Причина тому одна – жажда наживы. И бороться с олигархами не то чтобы трудно, а зачастую просто невозможно. Зачем застройщику ремонтировать старые постройки? Гораздо выгоднее на их месте построить многоквартирный дом или торговый центр и получить огромную прибыль. Если бы застройщикам разрешили снести московский Кремль, они бы не задумываясь это сделали и построили на его месте какой-нибудь бизнес-центр, потому что это выгодно. А культура, к сожалению, никому не выгодна. Кстати, когда в центре Санкт-Петербурга планировалась постройка небоскреба, там собралась инициативная группа, которая отстояла свою позицию и не дала реализовать эту безумную идею. Почему уфимцы не могут защитить свой родной город? Нам нужно сохранить то, что осталось, чтобы наши потомки могли видеть, какой Уфа была раньше.
После разговора с Владимиром редакция газеты обратилась в отдел по охране культурного наследия Министерства культуры Республики Башкортостан. Там нам предоставили перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Уфы. В нем мы действительно обнаружили дома, которые были перечислены в обращении к Президенту. Часть этих домов числятся как выявленные объекты культурного наследия, а часть – уже утвержденные. Но как можно сносить дома, которые имеют важное культурное и историческое достояние для города? С этим вопросом мы обратились к начальнику вышеназванного отдела Министерства культуры РБ Шарифулле Шарипову.
– Если то или иное здание в перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) значится выявленным, мы обязаны организовать установленную законом процедуру – историко-культурную экспертизу, в результате которой статус здания может быть подтвержден или нет, – объясняет чиновник. – После этого в течение года Правительство республики должно принять решение о включении либо отказе во включении здания в перечень объектов культурного наследия, памятников истории и культуры. Бывает, что здание, которое в перечне числится как выявленное, сразу после проведения экспертизы исключается из списка. Так было, например, с предполагаемым домом воеводы 18 века. После проведения экспертизы в 2007 году выяснилось, что в этом здание раньше размещалась кузница, и построено оно было не в 18 веке, а в 1924 году. В итоге его исключили из списка. Как видите, по каждому объекту проводится достаточно серьезная работа.
Многие годы у нас не было целого ряда подзаконных актов, по которым выявленные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) мы могли поставить под охрану. Сейчас мы начинаем эту работу. Выявленных памятников у нас достаточно много. По каждому объекту мы должны подготовить целый ряд документов. Работа эта кропотливая. Потом мы должны будем представить эти документы в правительство и ждать ответа. Нам могут и отказать, мы этого очень боимся. Могут просто сказать, что дом очень ветхий, денег на его реставрацию нет, и не включить его в реестр. И все. После этого мы просто обязаны будем исключить его из перечня выявленных объектов. Оспорить это решение по закону невозможно.
К сожалению, в конце 90-х – начале двухтысячных годов в Уфе было снесено очень много домов, находящихся в хорошем состоянии. Городу был нанесен непоправимый ущерб. Ни прокуратура, никто не остановил эту вакханалию. Сейчас такого уже нет. Мы стараемся драться за каждый дом. У нас и так осталось очень мало исторических зданий. Надо сохранить то, что мы имеем.
Много спорных вопросов, по словам Шарифуллы Шарипова, касается реставрации зданий, признанных объектами культурного наследия и памятниками истории и культуры:
– Многие здания сейчас находятся в плачевном состоянии. Но на проведение реставрации требуются немалые средства. Особая проблема у нас с деревянными домами конца 19 века. Их реставрация обходится очень дорого. Государство денег на это не выделяет, и частный бизнес не спешит вкладывать свои средства. Как решить эту проблему, пока непонятно… В стране принята программа сноса ветхого и аварийного жилья. Мы попытались в рамках этой программы выбить средства на расселение жильцов из домов, входящих в перечень, и провести реставрацию. Но осуществить это не удалось. Ведь по программе ветхие и аварийные дома обязаны быть снесены. В итоге жилые здания-памятники истории и культуры, находящиеся в ветхом и аварийном состоянии, под эту программу никак не подходят… Жильцы этих домов потом пишут возмущенные письма, почему их дома признали памятниками, почему их не расселяют. Но мы тут ничего поделать не можем…
– А что вы можете сказать по поводу тех домов, которые были указаны в обращении к Президенту и якобы приговорены к сносу?
– Конкретно по каждому дому мы вам предоставим информацию. Направьте официальный запрос, мы вам ответим официально. Если по тем или иным домам уже было принято какое-либо конкретное решение, нужно поднять всю документацию. Не бывает так, чтобы такое решение было принято «от балды». Только после проведения экспертизы можно сказать, представляет здание историко-культурную ценность, или нет.
В данный момент «Общественная электронная газета» готовит официальный запрос. Ответ Министерства культуры РБ мы обязательно разместим на страницах издания.