Вы когда-нибудь задумывались, почему логотипы компаний такие яркие и оригинальные? Почему производитель обращает такое пристальное внимание на упаковку? Ведь все равно в конечном итоге она окажется в мусорном ящике. Зачем лишние затраты на дизайнеров и маркетологов, если потребитель все равно большее внимание обращает на качество продукта или предоставляемой услуги?
Оказалось, все гораздо прозаичнее, чем мы могли подумать. Принцип Парето отлично работает на пользу бизнеса – 80% цветовой палитры поглощается нашей нервной системой и еще 20% – нашими глазами. То есть восприятие человека напрямую зависит от цветового решения рекламных кампаний. Каждый цвет на подсознательном уровне у нас вызывает определенную ассоциацию, которая прочно оседает в нашем разуме.
Соприкоснуться с несуществующим
Считается, что сначала темой воздействия цвета на человека заинтересовался психолог из Швейцарии. И Максу Люшеру удалось установить, что если использовать конкретный цвет, то вызывать у человека определенные эмоции и переживания очень просто. Он сделал несколько выводов, которые поддерживаются специалистами практически из всех стран мира:
- цвет воздействует на чувства человека, оставляя логику на втором месте;
- с помощью цвета можно подчеркнуть качество, чувство, особое настроение, можно использовать определенный оттенок и создать теплую среду или холодную атмосферу;
- определенный цвет имеет действует, как хороший или отрицательный зрительный раздражитель;
- правильно выбранное цветовое сочетание может придать объемность предмету или среде;
- цвет может «прикоснуться» к нашим ощущениям, то есть с его помощью можно создать ощущения удовлетворения или придать приятный внешний вид.
Но если Вы думаете, что достаточно облачить продукт в красивую упаковку определенного цвета, и это выведет Ваш бизнес на новые вершины, то стоит немного притормозить воображаемый подъем на Олимп. Загадка воздействия цветовых решений на человека еще не разгадана до конца.
Конфликт инстинктов разных культур
Момент преткновения в деле использования цвета в бизнесе и маркетинге заключается в том, что у каждого народа есть свои стереотипы, верования и представления, которые складывались веками.
Если у славян белый ассоциируется с радостью, праздником, свадьбой, то в Японии это цвет траура.
В традициях американцев желтый цвет ассоциируется с богатством. А вот в России и Украине он считается цветом психбольницы. В случае с сирийцем ситуация еще печальнее – в их культуре желтый является знаком скорби и траура.
Нежный голубой цвет в России ассоциируется с верностью, в США он означает будущее, в которое верит человек, а в Китае при взгляде на него будут думать о смерти.
И таких примеров достаточно много.
Не спекулируем, а грамотно используем
Несмотря на то, что каждый человек является индивидуумом и особенной личностью, всех нас объединяет один фактор – наше подсознание имеет универсальный язык, поэтому в большинстве оно отзывается на разные цвета практически однозначно.
Маркетологи выявили, что правильно выбранная гармония цветов и оттенков позволит Вам улучшить показатель лояльность потребителей на 38%. А благодаря колористике, которая основана на научных данных и исследованиях, все-таки удалось получить кое-какие общие черты восприятия разных цветов.
- Красный. Считается, что этот цвет стимулирует и в хорошем смысле раздражает мозг. Хотя бы потому, что ассоциируется с опасностью и запретом. Он привлекает людей, которые отличаются эмоциональностью. Они легко влюбляются, они жизнерадостны и активны в любых делах. Красный цвет встречается в эмблемах CNN, Kentucky Fried Chicken и Красного Креста с целью отразить важность организаций и их желание мгновенно предложить помощь. На протяжении десятилетий этот цвет используется с целью привлечь внимание к чему-то важному и очень срочному (помните стоп-сигналы автомобилей и дорожный знак «Стоп»?).
- Оранжевый цвет воспринимается как знак реализма и благополучия. Этот цвет относится к людям, которые импульсивны и склонны к совершению необдуманных поступков. Часто его используют вместе с синим, чтобы создать некоторую теплоту. Его выбирают для подсознательного призыва к действию – купи, посмотри, сделай.
- Желтый цвет лучше всего привлекает внимание, к тому же он «родственник» оранжевого, поэтому тоже отлично воздействует на импульсивность человеческой души. Этот цвет часто используют с целью выразить компетентность и отзывчивость. Если Вы вспомните эмблему туристического курорта или одной из энергетических компаний, то перед Вами появится цветовая гамма именно в желтом цвете. Это цвет солнца, тепла, счастья и молодости. Правда, компания McDonald’s нашла еще одно свойство желтого цвета и теперь его ассоциируют с чувством голода.
- Зеленый свет связывают со спокойствием природы, развеваемой ветром листвой, травой на альпийских лугах. Он успокаивает, расслабляет и не вызывает ярких эмоций. Очень часто его выбирают эмоционально уравновешенные люди. Считается, что этот цвет хорошо сочетается с белым и синим.
- Синий может легко посоревноваться с умиротворенностью предыдущего цвета. Он признан самым «уравновешенным» из палитры красок. Самый глубокий покой души, самый тонкий уровень безмятежности ума – это все о синем цвете. Он поможет Вам снять стрессовое напряжение. В силу того, что он дает ощущение надежности, его часто используют банки и представители крупного бизнеса.
- Возможно, Вы удивитесь, но черный цвет используется не только в похоронном деле, как знак траура и смерти. Также он ассоциируется с властью и очень часто используется для товаров из категории Luxe.
- Белый цвет, безусловно, признан символом чистоты. К тому же он отлично смотрится в любом цветовом решении, но лучше всего его использовать с зеленым, желтым, синим и красным.
- Коричневый цвет любят стабильные, надежные и консервативные люди.
При выборе цвета для своего логотипа или другого элемента бизнеса, помните, что графические составляющие надолго остаются в разуме Ваших клиентов и потребителей. Грамотно подобранное цветовое решение позволит Вам вызывать воспоминания о себе практически в любое время дня и ночи. Достаточно одного взгляда на практически любой предмет – и, скорее всего, перед глазами человека появится именно Ваш продукт или услуга.
Но остается открытым другой вопрос – насколько хорошие ассоциации будут в его душе?