В администрации Октябрьского района городского округа город Уфа РБ прошли публичные слушания по проекту межевания территории под линию скоростного трамвая. Желающих принять участие в мероприятии оказалось больше, чем предполагалось. Зал был переполнен. Выстроилась очередь на лестницах двух этажей.
Вполне ожидаемо, значительная часть граждан, пришедших на слушания, оказались жильцами тех домов, в непосредственной близи от которых должна пройти проектируемая линия. Столь же ожидаемой была и жаркая дискуссия, развернувшаяся вокруг проекта. Не секрет, что подобные масштабные планы всегда сопровождаются эмоциональным всплеском среди граждан. Так было и несколько лет назад при проектировании проспекта Салавата Юлаева, без которого, однако, сегодня жители Уфы не представляют себе столицу Башкортостана. К сожалению, в отдельных случаях эмоции преобладают над здравым смыслом, что может привести к печальным последствиям.
На публичных слушаниях в Уфе тоже не обошлось без эксцессов. Часть граждан опоздала на слушания. К этому времени все места в зале были заняты. Попытки охраны объяснить положение вещей на волне эмоций были восприняты как стремление не впускать граждан на слушания. Эмоции сделали свое дело. К счастью, все негативные последствия свелись к разбитому стеклу входной двери.
Организаторы публичных слушаний спросили у присутствующих в зале, согласны ли те потесниться, чтобы впустить группу, собравшуюся возле двери. Большинство граждан выразили свое согласие. На этом инцидент был исчерпан.
Поскольку значительная часть пришедших на публичные слушания граждан оказались жителями близлежащих к проектируемой линии домов, к проектировщикам и организаторам слушаний возникли десятки вопросов. В частности, молодые мамы в эмоциональной форме высказали свои опасения по поводу безопасности детей, которым предстоит гулять и играть вдоль линии, если она будет построена.
Тут необходимо отметить, что проектировщики уделили вопросам безопасности особое внимание. Пути будут огорожены, предусмотрены специальные участки для безопасного перехода через них. Случайных прохожих, которые могут оказаться на трамвайных путях, обезопасят системы электронного контроля. Они минимизируют человеческий фактор, например, невнимательность водителя. В этом плане автомобильные дороги, например, та же улица Блюхера, которая примыкает к жилым домам, таит в себе гораздо большую потенциальную опасность, но люди привыкли к ней и оберегают своих детей от неосторожных шагов в сторону проезжей части. И это не вызывает отторжения и неприятия.
В соответствии со всеми требованиями по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры будут построены и современные остановки на скоростной трамвайной линии. Кроме того, линия будет располагаться на обособленном от других видов транспорта полотне, исключающем ее пересечение на одном уровне с другими транспортными потоками. А это минимизирует возможность дорожно-транспортных происшествий.
Часть граждан волновалась по поводу шума, который создаст городской трамвай. Однако и этот момент учтен в проекте. Современные технологии позволяют построить такую трамвайную линию, которая по уровню шума вызывает гораздо меньше нареканий, чем автомобильный транспорт.
Многие посетовали на ухудшение экологической обстановки в связи с тем, что под линию трамвая придется вырубать деревья. Однако исследования говорят об обратном. Дело в том, что сегодня автомобильный транспорт наносит экологии даже больший вред, чем промышленные предприятия. Если доля стационарных источников (заводов, предприятий) в загрязнении воздуха составляет порядка 35 процентов, то автомобилей и других передвижных источников – около 65 процентов. Прогнозируется, что горожане сделают выбор в пользу современного трамвая, на котором можно быстро и комфортно проехать из одного конца города в другой. Благодаря этому произойдет улучшение экологической обстановки в городе. Кроме того, взамен каждого вырубленного посадят два или более деревьев. 49000 – столько их было посажено в 2012 году, а это в несколько раз больше снесенного сухостоя и перестоялых деревьев.
Зачастую многие выступающие противоречили сами себе. Говорили о чистой и опрятной лесопарковой зоне вдоль Блюхера, но тут же добавляли, что по весне туда смывается вся грязь с городских улиц, а часть территории вообще занимают гаражные кооперативы. Утверждали, что из-за строительства подземного пешеходного перехода в районе «Бульвара Славы» ухудшится экология. Хотя, все как раз наоборот – благодаря переходу пешеходный поток уйдет под землю. Соответственно, транспорт будет двигаться без лишних долгих остановок, уменьшится концентрация выхлопных газов. Говорили и о том, что строительство перехода создало им массу неудобств и высказывались, что он им вообще не нужен. Видимо, в пылу эмоций вопросы собственной безопасности отошли на второй план.
Прозвучали десятки других замечаний и предложений. Все они зафиксированы в протоколе публичных слушаний.
Не обошлось, к сожалению, без проявлений бескультурия. Хочется верить, что виной этому тоже только эмоции и, возможно, небольшой опыт проведения демократических процедур. Публичные слушания, как это понятно из названия, предполагают полярность мнений. Однако люди, высказывавшиеся за проект скоростного трамвая (причем, в большинстве своем, это жители того же района), встречали неприятие. Доходило до освистывания и личных оскорблений. Объективные доводы оставались не услышанными.
А они достойны внимания. Возможно, кого-то заденут следующие строки, но интересы многомиллионного города и интересы жителей одного из его микрорайонов – вещи несоизмеримые. Если бы в свое время из-за негодования жителей нескольких десятков частных домов было приостановлено строительство проспекта Салавата Юлаева, сегодня бы город задыхался от пробок. Но в настоящее время, как уже отмечалось выше, уфимцы без этого проспекта даже не представляют себе столицу республики. А если учесть, что уже в ближайшие несколько лет проспект Салавата Юлаева выйдет на Бирский тракт, положительный эффект никто не подвергнет сомнению.
Так и проект скоростного трамвая – это долгосрочная программа. Она даст первые свои результаты к 2015 году, но настоящим прорывом для города обернется лет через восемь-десять, когда перестроится вся схема городского железнодорожного транспорта. Поток инвесторов, комфорт для горожан, удобство передвижения по городу – вот лишь часть тех перспектив, которые уже сегодня нам рисует реализация данного проекта.
Планы по развитию скоростного трамвая имеют синергетический эффект. Благодаря проекту в Уфе возникнет целая новая отрасль, ведь уже сегодня на самом высоком уровне обсуждается возможность производства в городе собственных трамваев. Вдоль путей возникнет современная инфраструктура, благоустроятся территории. Появятся новые рабочие места. Не надо забывать и о том, что трамвайные пути будут максимально приближены к пересадочным узлам другого масштабного проекта, реализуемого совместно с РЖД – городской электрички. Таким образом, Уфа получит современный, экологичный транспортный каркас, способный сократить время, затрачиваемое на передвижение по городу.
Такой вид транспорта, как скоростной трамвай, развивают несколько городов России. Но столь масштабно к данному вопросу впервые подошла Уфа. Это, безусловно, повысит узнаваемость города в России, станет сигналом к действию для сотен инвесторов.
Но, к сожалению, многие из нас ставят личный интерес, который, порой, переплетается с эгоизмом, выше интереса всего города. А городу нужно развиваться, расти, наращивать свой потенциал, привлекать инвесторов, чтобы будущие поколения, наши дети, могли гордиться проживанием в нем. Сегодня можно отказаться от проекта скоростного трамвая, завтра – от расширения дорог, послезавтра – превратиться в захолустье. Пример Детройта, промышленного гиганта Америки, который сегодня практически вымер – яркое тому доказательство.
Администрация городского округа город Уфа призывает жителей подойти к этому вопросу более конструктивно, отбросить эмоции в сторону, посмотреть на проект свежим взглядом и принять обдуманное решение.
Источник: Информационно-аналитическое управление – пресс-служба Администрации ГО г.Уфа