Россия, которую мы потеряли (Часть I)

Уровень жизни, цены и зарплаты

Миф об отсталости дореволюционной России – основный, краеугольный. Народ, мол, жил плохо, бедствовал, был угнетен бесчеловечным режимом, но воспрял, и, ведомый партией и вождями, освободил сам себя.

Это фундамент для всего мифотворчества советского периода. Потому что, сравнивая уровни жизни представителей рабочих профессий и интеллигенции до и после, возникают нежелательные вопросы – за что боролись? Как известно все познается в сравнении. Вот и сравним цены, зарплаты и уровень жизни.

Сначала об общем экономическом положении: С 1900 по 1913 год российский бюджет с профицитом. Бюджет России в 1913 г. 3 094,2 млн. руб. (Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1902 г., СПб., 1903. С.37-45; Там же. Вып. 1915 г. Пг., 1915. С.36-38.) Полновесных рублей, таких, каких у новой власти не будет уже никогда. Российский рубль уважали в любой европейской стране. Курс устойчиво составлял 2,16 немецкой марки, или 0,5 тогдашнего доллара. Налоги самые низкие в Европе – 9,09 руб. на душу населения в год.
С подачи Столыпина постепенно решался и наболевший земельный вопрос, к 1914 г. более 80% пахотной земли в Европейской России находилось в руках крестьян.

Со слов доктора исторических наук, профессора кафедры Отечественной истории ХХ века МГУ, Н.Л. Рогалиной, к 1917 году 6 млн. хозяйств написали о выходе из общин, т.е. половина. По количеству кооперативов мы были вторые в мире, после Германии. Земская статистика была лучшей в мире.

По темпам промышленного роста и производительности труда Россия занимала первое место. Производительность труда в расчете на одного рабочего за пять предвоенных лет в царской России выросла: в нефтедобыче на 84%; в черной металлургии — 56%; в цветной металлургии — 66%; в паровозовагоностроении — 181%; в электротехнике — 106%.

Позже, производительность труда станет постоянной головной болью для социалистического хозяйствования и приведет к так называемому застою, несмотря на работу в этом направлении целых институтов, и внедрений на производствах – соцсоревнований, бригадных подрядов, бригад коммунистического труда, комсомольских бригад, НОТ, КТУ, МЖК и т.д. и т.п.

Россия в 1905-1914 экспортировала в среднем 11 млн. т зерна в год. (Хлебные цены и хлебный рынок. Финансовое издательство НКФ СССР. Москва 1925 г.) Европа была не в состоянии прокормиться без хлеба России. Писатель Влас Дорошевич вспоминал, что когда Шаляпин выступал в Италии, итальянские газеты писали – возить в Италию певцов из России такая же дикость, как ввозить в Россию пшеницу.

Начиная с 1962 года СССР начал закупки хлеба за рубежом. В 1963 году выделяется на его импорт 372,2 тонн золота. Треть золотого запаса. А в 1965 г. еще 335,3 тонны. Причем теперь в партийных документах уже прямо сказано: на закупки продовольствия. (Р.Г. Пихоя. Советский Союз: история власти 1945-1991. М., РАГС, 1998, с. 370.) Эти документы опровергают слова Стародубцева подхваченные апологетами советской власти, о закупках зерна на корм скоту и птице. И потом, где же была та птица и скот, на прокорм которым была выделена треть золотого запаса страны? В советские времена на вопрос – почему коровьи головы продают без языка, отвечали шуткой – чтобы голова не рассказала, куда подевалось все остальное.

В русском экспорте в 1913 г. 39% составлял хлеб, 11 % – яйца и масло. Ленин писал матери из эмиграции: «Едим российское масло. И дешевле и качество лучше».

На июльском пленуме 1953 года Хрущев говорил: «Голландию на карте пальцем накроете, а мы у них вынуждены закупать мясо и сливочное масло».

Прекрасный наглядный пример дает строительство железных дорог. Мы знаем, что цифры можно нарисовать любые, чем успешно пользовались в советское время, а вот километры железных дорог нарисовать нельзя. Рельсы либо есть, либо их нет.

За 37 лет с 1880 по 1917 в царской России построено 58 000 км. ж/д путей. В СССР за 38 лет с 1917 по 1956 только 36 000 км.
«С 1865 по 1875г. средний годовой прирост русской железнодорожной сети составлял 1.5 тыс. километров, а с 1893 по 1897 – около 2,5 тыс. километров». (В.И.Ленин, «Развитие капитализма в России», гл. 8, «Образование внутреннего рынка».) Темпы прироста строительства железных дорог в СССР, даже во время эпопеи БАМа, колеблются около 1 тысячи в год. Это намного хуже, чем в пореформенной России 1865 года, не смотря на появление образцов новой техники (различных рельсоукладиков) и внедрение новых технологий в ж/д строительстве.

По поводу статьи Н.В. Вольского об экономическом положении Донецкого бассейна, составленной по данным «Торгово-Промышленной газеты», Ленин сказал: «Нельзя говорить о низком уровне индустрии юга. Она развивается темпом, превышающим американское развитие». Французский экономист Э.Тери указывал: «Если в 1912-1950 гг. великие европейские державы будут развиваться такими же темпами, как в 1900-1912 гг., то к середине этого века Россия займет в Европе доминирующую роль, как с точки зрения политической, так и с точки зрения экономической и финансовой».

Все эти показатели остались в прошлом. Новой стране не удалось и близко приблизиться к этим результатам. Более того, многие заделы тех лет она приписала себе в заслуги, в годы индустриализации. Например, строительство Волховской ГЭС было организовано концернами Сименс-Гальске и Вестинхауз в 1910г. с запланированным вводом в строй к 1915г. Тогда же был заключен контракт и на строительство петербургского метро. При капиталистах, в 1912году, начались подготовительные работы знаменитого «Днепрогэса», запланированный пуск ожидался в 1920-м. Завершение первой очереди пришлось ждать до 1932г.

Объекты, построенные в дореволюционное время, были такого качества, что некоторые используются и поныне, как например Демидовская плотина в поселке Красногвардейский, города Ирбит. В Санкт-Петербурге сохранились станки 1900-х годов, которые используются и поныне! В Твери, после бомбежек и артобстрелов, самыми уцелевшими зданиями среди пострадавших зданий были морозовские казармы и фабрики, которые к 50-м годам были полностью восстановлены. Сами фабрики работали вплоть до 90-х годов. Во время второй мировой войны, проводя беспрецедентную эвакуацию промышленности с запада на восток, укладывались рельсы николаевских ж/дорог, так как советские не выдерживали нагрузок. Примеров много. В советские времена, говоря о качестве, говорили с уважением: – Сделано до революции!

Пресловутое «советское качество» породило у значительной части населения моду на все импортное.

Продолжение следует…

Автор otdel_63