Ни для кого не секрет, что стоимость проезда в маршрутных такси в вечернее время, как правило, регулируется самими водителями. Наверное, многие попадали в ситуацию, когда в темное время суток приходилось отдавать за проезд больше, чем в дневное время. Пассажиров понять можно – всем хочется сэкономить. Но своя правда есть и у водителей маршрутных такси – ведь им не меньше хочется заработать.
Подорожало на три часа раньше
Уфимка Анастасия имеет водительское удостоверение категории D и управляет небольшим пассажирским автобусом. Почти каждый день женщина в шесть утра сажает в салон своей «Газели» первых пассажиров. «Если я работаю в вечернее время, то с девяти вечера поднимаю стоимость проезда на пять рублей. Поздно вечером конкуренция меньше, поэтому люди поедут и за 20 рублей или им придется идти пешком, – говорит Анастасия. – А что делать? Я должна отдать выручку руководству, у меня есть ежедневный план. То что останется, я забираю себе. Хочется, чтобы оставалось на хлеб с маслом. Да еще стоимость бензина растет, его я сама оплачиваю».
Однако если к повышению оплаты проезда в маршрутках после 21:00 мы уже как-то привыкли, то как быть с предприимчивыми водителями, которые повышают тарифы в самый час пик?
Жительница Уфы Светлана Седелева утверждает, что уже несколько раз оказывалась в автобусах, где стоимость проезда повышается с 18 часов. В частности, такую картину девушка наблюдала в одной из «Газелей» 51 маршрута. «Почему за наш счет – за счет простых рабочих, у которых рабочий день заканчивается в пять и в шесть часов, – наживается частник? Логично придумали. В это время очень много людей едет с работы домой – а значит будет большая выручка!» – возмущается уфимка.
Компетентное мнение
«Если человек сел в автобус, на борту которого написана одна цена проезда, а потом у него требуют заплатить другую стоимость, это нарушение. Тут можно смело жаловаться в управление Роспотребнадзора или в транспортную инспекцию, – комментирует Ufa1.ru председатель республиканского отделения общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Рустам Асадуллин. – Пассажир должен быть информирован о цене проезда заранее, прежде чем он сядет в автобус».
С этим мнением согласны и юристы. «Если стоимость проезда маршрутного такси указана только внутри, а не снаружи – это нарушение статьи 10 Закона о защите прав потребителей, – утверждает специалист одной из юридических фирм Уфы. – Она гласит, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».
На некачественное обслуживание пассажиры могут пожаловаться:
• администрация города, отдел транспорта: 273-85-10;
• управление Роспотребнадзора по РБ: 229-90-98;
• управление государственного автодорожного надзора по РБ: 256-97-55;
• управление ГИБДД МВД по РБ: 235-51-11;
• дирекция компании-перевозчика: контакты должны быть написаны в салоне транспортного средства.
Откуда ценник?
Что ж, на бортах многих маршруток красуется надпись о том, что после определенного времени суток стоимость проезда повышается. От чего же зависит ценообразование поездки?
Как сообщили в пресс-службе администрации Уфы, городские власти могут контролировать стоимость проезда лишь муниципального транспорта (это трамваи и троллейбусы). Предельную стоимость проезда государственного автоперевозчика («Башавтотранс») регулирует правительство РБ. А вот с маршрутными такси все иначе. Город заключает договоры с частными перевозчиками, проводит тендеры на обслуживание тех или иных маршрутов. Но все-таки цену на проезд частники устанавливают сами, исходя из рыночных условий.
По данным Рустама Асадуллина, Уфе требуется не больше 3500 единиц общественного транспорта разного объема вместимости. Но между тем в городе зарегистрировано больше 10 000 единиц такой техники. «Конечно, все разом на линию выйти не могут, но в самый час пик в городе одновременно работает около 5000 единиц транспорта, – говорит эксперт. – Большая часть частников, которые выходят на линию, не заключают договор с городом. Это недобросовестные перевозчики. И вот они устанавливают те цены, которые им хочется. Могут и 20, и 30 и 40 рублей просить за проезд».
По мнению Рустама Асадуллина, именно из-за этих неподкотрольных перевозчиков в городе и складывается такая ситуация с ценообразованием. «Также на повышение проезда в вечернее время влияет и малое количество людей на остановках. Водитель должен как-то оправдать свой выход на маршрут», – говорит он.
Вместо эпилога
«Водители, конечно, попадаются разные, но явления, о которых вы говорите, вполне объяснимы, – делится своим мнением читатель сайта Ufa1.ru Олег. – Вы говорите, что они повышают оплату за проезд? Здесь, скорее, вопрос к тем, кто устанавливает цены на бензин. А крайним, как обычно, остается простой мужик. Представьте, каково человеку, который по 16 часов в сутки на маршруте, чтобы прокормить семью. А здесь еще конкуренция постоянная, холод, тарифы на бензин… И нужно помнить, что чаще всего можно найти альтернативу так называемому «наглому» водителю. Хочу отметить, что сам я не водитель, и даже прав на вождение не имею».
Источник Ufa1