Умственная работа утомляет человеческий организм не меньше физической, если не больше. Писатель, живущий в мире образов, создаваемых его воображением, работает постоянно, следовательно – вполне уместно прийти к выводу, что время от времени организм устает, и ему требуется отдых.
Однако не всякий писатель способен сразу, в один момент отложить свою работу над произведением, прервать литературный процесс и предаться отдыху. Ему хочется творить, но как преодолеть мешающую творческому процессу усталость?
Память предлагает на выбор стимулирующие работоспособность средства, среди которых есть алкоголь. Известно, что вино может подарить радость восторга и восхищения, а когда надо, – и ощущение забвения. Выпитое в час творчества, оно может разжечь воображение и освежить мысль. Вдруг рождаются новые образы и идеи, красочные метафоры, неведомые ранее ассоциации.
Франс Анатоль (1844–1924) – известный французский писатель и журналист – проповедовал в своих произведениях демократические и гуманистические идеи, критиковал буржуазное общество и его идеалы. В ранний период творчества, занимаясь публицистикой, не отказывал себе, садясь за работу над фельетоном, приложиться к стакану вина. Однажды, сдав фельетон, написанный после выпитого вина, он получил повышение жалования. Это была награда за то рвение, с каким он написал фельетон. Пример из редких, когда алкоголь помог написанию статьи и не стал потребностью. А. Франс прожил очень насыщенную, счастливую творческую жизнь, был обласкан судьбой и никогда не злоупотреблял алкоголем.
Франсуа Вийон (1431 г.р. – сведения о годе смерти отсутствуют) – поэт французского средневековья, автор песен и баллад в годы студенческой юности, под влиянием нравов того разгульного времени частенько принимал участие в хмельных студенческих пирушках, связался с дурной компанией и вошел в конфликт с законом, из-за чего вынужден был скрываться. Его перу принадлежат «Баллада поэтического состязания в Блуа», «Малое завещание», «Большое завещание», «Баллада повешенных»… Отмечу, что данный пример общения поэта с алкоголем уже не такой удачный (для поэта), как предыдущий.
Основоположник детективной и декадентской литературы, американский романтик, поэт Эдгар Алан По (1809–1849), измученный неудачами в личной жизни, снимая нервное напряжение, топил свои проблемы в неумеренном количестве потребляемого им алкоголя, что не могло не отразиться на его творчестве с мрачными героями и мистикой; пагубная страсть поспособствовала душевному расстройству писателя.
Одним из счастливых исключений, когда пьющий поэт смог сохранить свое творческое дарование, был П. М. Верлен (1844–1896) – французский поэт, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма. Увлечение пьянством у него началось в молодые годы, продолжалось в течение последующей жизни и сочеталось с занятиями поэзией.
Периодами он пьянствовал с Ж. Н. А. Рембо (1854–1891) – французским поэтом, одним из основоположников символизма, представителем реализма и модернизма. Близкие отношения с Рембо явились одной из причин развода Верлена с женой. В конце жизни, оставшись фактически без средств, Верлен кочевал по гостиницам и больницам, жил у проституток, которые бросали его, как только у него заканчивались деньги. При этом он не переставал творить, выходили сборники его стихов и проза.
Уже после смерти, в 1899 году, вышло в свет пять томов полного собрания его сочинений. Верлен сумел до конца жизни сохранить искру поэтического дара, которая не гасла до последнего дня его беспокойной жизни.
То, что и Верлен, и По, и Рембо смогли, несмотря на свое пагубное пристрастие к алкоголю, создать замечательные литературные произведения – редкое исключение, которое нельзя считать бесспорным доказательством позитивного действия алкоголя на ум писателя. Как правило, в алкоголе ищут спасения таланты, себя уже исчерпавшие, готовые иссякну. Алкоголь был и остается сильнейшим депрессантом, который не может способствовать ясности ума и просветленным возвышенным поэтическим чувствам.
Случались среди писателей и наркоманы. Сначала желание попробовать наркотики пробуждало любопытство, потом это становилось нужным для подъема настроения; наркотики помогали входить в экзальтацию, во время которого возникали окрашенные в яркие краски видения.
К числу таких писателей можно отнести Ш. П. Бодлера (1821–1867) – поэта и критика, классика французской и мировой литературы. Он рано попал под влияние литературной богемы Парижа, познал все излишества и пороки. Одним из известнейших его произведений явился поэтический сборник «Цветы зла». В пору юности поэт пробовал употреблять гашиш, а затем пристрастился к опиуму. Преодолев свое пагубное пристрастие, он выпустил сборник «Искусственный рай», говорящее название которого свидетельствует о неестественности искусственно созданного мира волшебных грез, навеянных употреблением зелья. Сам поэт считал, что наркотики не подходят для творческой личности. Между тем, даже прошлый опыт принятия наркотиков не смог пройти бесследно для его физического и нравственного здоровья.
Думается, что путь к новым образам пролегает не через отравленный алкоголем и наркотиками мир. К их помощи прибегают лишь личности с неустойчивой психикой и слабым воображением. Невозможно даже представить себе среди писателей-наркоманов и алкоголиков таких мастеров, как Шекспир и Гете, которые не желали приводить себя в одурманенное состояние. Чтобы обрести невероятные видения, они никогда не принесли бы в жертву ясность ума и свежесть воображения.
Очевидно, ответ на поставленный вопрос может быть только отрицательным.
Источник ШколаЖизни