И так скоро наступают первые морозы, а в месте с тем и первые проблемы с аккумуляторными батареями. В связи с чем предлагаем Вашему вниманию традиционную ежегодную экспертизу аккумуляторных батарей, которую провел журнал За Рулем. Экспертизу представляет большой любитель электричества и фантастики.
Три батареи из новых аккумуляторов – маленьких, легких, обладавших огромной емкостью… обеспечивали «Пионеру» освещение, отопление, двигательную силу… для непрерывного пятнадцатидневного перехода в подводном положении…
Г. Адамов. «Тайна двух океанов»
Вряд ли великие фантасты прошлых лет ожидали, что потерпят фиаско с надежной, казалось бы, темой – аккумуляторами. Вернее, с отсутствием той мощи, которую дружно им предрекали. Но задачи батарей, которые мы решили испытать в очередной ежегодной экспертизе, куда приземленнее: крутить стартеры и помогать генераторам. На этот раз проверяем «европеек», которые укладываются в габариты 242×175×190 мм. Разные производители уместили в этот объем в восемь с небольшим литров заявленные емкости от 60 до 66 А.ч. Всего же мы приобрели в фирменных магазинах 28 батарей: с чеками, гарантиями и т. п.
Осталось сравнить их фактическую энерговооруженность. Вот здесь-то и начинается современная фантастика…
Судите сами: разброс по исходной резервной емкости – 17-кратный. Масса, указанная на этикетке, почему-то превышает истинную на килограммы. А пять батарей испугались русского мороза в три десятка градусов!
Нет, фантасты явно были оптимистами. А вот наши цифры – реальны.
Измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не являются обобщающими критериями их качества.
КАК РАCСТАВЛЯЛИ БАЛЛЫ
По результатам замеров, занесенным в протокол, расставили баллы: в каждом виде испытаний брали лучший и худший результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получали промежуточные баллы согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 124 минуты, а аутсайдер – 81, то участник с результатом 105 минут получал 3,23 балла. И так – по всем пяти видам испытаний. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Вводить весовые коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по отношению к другим, мы не стали: все параметры признали равнозначными. Приведенные нами цифры позволяют любому желающему провести свои собственные подсчеты. Понятно, что расстановка мест при этом обязательно изменится.
Резервная емкость.
Показывает, долго ли продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °C. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат показал MULTI: 124 мин.
Худший – avtoSil: 81 мин.
Приведенная энергия пуска заявленным током.
Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Проверку ведут при –18 °C. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки Iхп в течение 30 с, затем регистрируют напряжение U30 на ее выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током, равным 60 % заявленного Iхп, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 0,3Iхп(U30 – 6,0)t6
Чем выше итоговый показатель, тем лучше.
Лучший результат – MEDALIST: 28,21 кДж.
Худший – «Курский Аккумулятор» 6 СТ‑60N: 10,37 кДж.
Приведенная энергия пуска единым током.
Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Проверку ведут при –18 °C. Сначала батарею разряжают током 450 А в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током в 270 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 135(U30 – 6,0)t6.
Чем выше показатель, тем лучше.
Лучший результат – MEDALIST: 34,73 кДж.
Худший – «Курский Аккумулятор» 6 СТ‑60N: 6,86 кДж.
Приведенная энергия пуска единым током при –29 °C.
Аналогично предыдущим испытаниям, отличие лишь в температуре. Чем выше показатель, тем лучше.
Лучший результат – VARTA: 8,85 кДж.
Худшие – «Курский Аккумулятор» 6 СТ-60N, START. BAT, «Подольский аккумулятор» 6 СТ-62N, ACDelco M62-H3, Energizer PLUS EP60-L2X
все они сдались до окончания испытаний.
РЕАЛЬНАЯ ЭНЕРГОЕМКОСТЬ НОВЕНЬКИХ БАТАРЕЙ РАЗЛИЧАЕТСЯ В 17 РАЗ. ПОЗОР ПРОДАВЦАМ!
Приведенная энергия пуска единым током после проверки на вибростойкость.
Вибростойкость – это показатель качества сборки изделия.
Батареи закрепляют на деревянном поддоне в задней части тяжелого грузовика и трясут в течение 16 часов на булыжнике. Среднеквадратичное значение виброускорений в диапазоне частот 0,7–22,4 Гц составляет 2,77–4,29 м / с².
Замеры токовых характеристик проводят по методике предыдущих пунктов. Чем выше показатель, тем лучше.
Лучший результат – a-mega Innovative Hybrid 6 СТ-60-А3: 34,82 кДж.
Худший – «Курский Аккумулятор» 6 СТ-60N: 9,33 кДж.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ НОВОЕ
Известная поговорка обретает на аккумуляторной почве новый смысл. Ты платишь продавцу за новую батарею, а потом выясняешь, что тебе продали изделие, долго стоявшее на пыльном складе. С гарантией и прочими бумажками, но при этом разряженное до неприличия. Поэтому перед началом испытаний мы в обязательном порядке заряжаем все батареи! А их резервную емкость на момент покупки приводим в таблице только для справки: дескать, знайте, люди, какую дрянь вам могут подсунуть. Но в распределении мест этот параметр не участвует.
А вам советуем обязательно заряжать купленные батареи – хуже не будет. Глупо ставить на машину аккумулятор с резервной емкостью… 5 минут! А у нас был и такой.
«ПО ГНУСНОЙ ТЕОРЬИ ЭЙНШТЕЙНА»
Высоцкий пел про изменение хода времени, мы же наблюдали изменение массы. Практически все образцы гораздо легче, нежели гласит этикетка! Толкование сего факта оставляем производителям. Наш вариант: банальная экономия свинца. А те, кто не указывает массу, оказались как бы и не при делах. Как говорится, молчи – за умного сойдешь…
КУДА СЛЕТАТЬ ЗА БАТАРЕЕЙ
Фантастика фантастикой, но как же выбирать батарею? Настойчиво искать в магазине очередного зарулевского победителя? Если не хотите обращаться на сервис или к помощи продавца, то алгоритм следующий. Брать надо ту, которая уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что‑то еще (глупо промахнуться на пару сантиметров). Попутно определяем полярность, глянув на старую батарею: что у нее справа, а что слева. Само собой, если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных как формой, так и расположением. После этого выбираем бренд: тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не клевать на новичков или аутсайдеров. Даже если у них этикетки красивые.
Марка батареи определяет, как правило, и ее цену. Заявленные ток и емкость получатся сами собой – исходя из габаритов. Заряжаем батарею, подключаем вместо старой – и ключ на старт!
ПО МЕСТАМ
28 место «Курский Аккумулятор»
6СТ-60N, Россия,
ООО «ИСточник ТОка Курский»
Ориентировочная цена, руб. 2800
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 420
Масса с электролитом, кг 13,67
Когда масса батареи на три с лишним кило меньше обещанной, не стоит ждать от нее ничего хорошего. Итог – последнее место, причем без попыток достойной борьбы.
27 место avtoSil 6CT-60N, ООО «Нест»,
Калининградская область, Нестеров
Ориентировочная цена, руб. 3100
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 480
Масса с электролитом, кг 14,07
Надпись «Испытано при –58 °С», конечно, впечатляет, но даже при скромных –29 °С батарея оказалась в нижней части таблицы. Резервная емкость худшая, все остальные оценки – между 1 и 2. И цена не самая маленькая.
26 место START.BAT Professional Starter
Battery 6CT-62N, Россия,
ООО «ИСточник ТОка Курский»
Ориентировочная цена, руб. 2300
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 450
Масса с электролитом, кг 14,42
Недобор 2,5 кг массы особенно сильно сказался на морозе: батарея померла через 18 с. Заявленный ток совсем скромный. В общем, всё плохо. Привлекает разве цена.
25 место «Подольский аккумулятор»
6СТ-62N, Курск, ООО
«ИСточник ТОка Курский»
Ориентировочная цена, руб. 2700
Заявленная емкость, А∙ч/мин 62 / 105
Заявленный ток, А 520
Масса с электролитом, кг 14,55
В этой батарее, похоже, сэкономили на свинцовых пластинах. Курско-подольское изделие и так не блистало высокими показателями, а при –29 °С капитулировало уже через 19 с. И это при едином токе, который скромнее заявленного. В общем, неудача.
24 место UNIFORCE
BLACK 6CT-62A3
Ориентировочная цена, руб. 2200
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 540
Масса с электролитом, кг 13,53
Рекорд «похудания»: реальная масса меньше заявленной на 3,5 кг! Странно, что при таком недоборе свинца батарея вообще работает. А о высоких показателях лучше не думать.
23 место BARS Silver 6СТ-АП3,
Казахстан,
ТОО «Кайнар-АКБ»
Ориентировочная цена, руб. 2000
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 500
Масса с электролитом, кг 14,66
Нехватка массы при взвешивании сразу настораживает. Так и есть: все показатели среди наиболее низких, особенно при –29 °С. Зато цена оказалась самой привлекательной.
22 место ВМ 6СТ-60АП3(VL),
Казахстан,
ТОО «Кайнар-АКБ»
Ориентировочная цена, руб. 2800
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 500
Масса с электролитом, кг 14,69
Масса на килограмм меньше заявленной. Все энергетические характеристики довольно слабые: наверное, свинца недоложили. Изделие восторга не вызвало.
21 место ABSOLUT Art of Power
6СТ-62VL,
Россия
Ориентировочная цена, руб. 3100
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 540
Масса с электролитом, кг 14,5
При взвешивании мы недосчитались полутора килограммов. Что конкретно недоложил изготовитель, гадать не будем, но все результаты оказались очень слабенькими. При таких голосовать за отечественное не резон.
20 место ACDelco M62-H3,
Корея
Ориентировочная цена, руб. 4200
Заявленная емкость, А∙ч/мин 62 / 100
Заявленный ток, А 510
Масса с электролитом, кг 14,38
Самая дорогая батарея в тесте нас разочаровала. В России зимой холодно, и на морозе надо работать, а не сдаваться через 21 с, то есть на первом же этапе замеров. Остальные результаты тоже не впечатлили.
19 место Energizer PLUS EP60-L2X,
Johnson Controls
Ориентировочная цена, руб. 3600
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 540
Масса с электролитом, кг 14,31
Недешевая батарея не захотела подтянуться даже до середнячков, откровенно отказавшись работать на морозе. Из положенных 30 с разряда единым током она протянула всего 24 c и не добралась до второго этапа испытаний.
18 место SZNAJDER PLUS Calcium,
Польша,
ZAP SZNAJDER BATTERIES
Ориентировочная цена, руб. 3600
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 520
Масса с электролитом, кг 13,9
Редкий на рынке бренд не смог продемонстрировать ничего необычного. Результаты ближе к слабым, а при такой цене вообще вызывают недоумение.
16-17 место ZUBR 6СТ-62А3,
Белоруссия, СП ООО
«Полесские аккумуляторы»
Ориентировочная цена, руб. 3200
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 540
Масса с электролитом, кг 14,52
Масса батареи – 14,52 кг. А заявленная – 17,1 кг! Экономия вышла боком: результаты слабые.
16-17 место Banner POWER BULL,
Австрия
Ориентировочная цена, руб. 3700
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 540
Масса с электролитом, кг 15,38
Многолетняя тяжба австрийской фирмы с подмосковными плагиаторами закончилась, и «Баннер» избавился от двойников, вытеснявших его с нашего рынка. А о самом аккумуляторе сказать нечего: всё очень средне.
15 место BLACK HORSE,
Сербия,
Sombor
Ориентировочная цена, руб. 2600
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 510
Масса с электролитом, кг 13,76
Довольно легкая батарея и одна из самых недорогих. Пожалуй, в этом ее основное достоинство. Выступила без провалов, но к звездам не потянулась.
14 место GELIOS,
Белоруссия,
«Полесские аккумуляторы»
Ориентировочная цена, руб. 3000
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 500
Масса с электролитом, кг 14,67
Отметим полтора килограмма разницы между заявленной массой и реальной. Не хватает пластин? Очень похоже, так как заявленный ток батарея выдала с трудом, показав всего лишь 23-й результат. Итог – в середине таблицы.
13 место TN TITAN ARCTIC SILVER,
Россия,
TUBOR Accumulating Energy
Ориентировочная цена, руб. 2600
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 575
Масса с электролитом, кг 15,68
Производитель приводит таблицу применяемости батареи – от «Альфа Ромео» до «Фольксвагена». Что до испытаний, они прошли успешно, но ярких прорывов не отмечено, поэтому финишировать пришлось в середине.
12 место SUPER PRESIDENT,
Корея
Ориентировочная цена, руб. 2900
Заявленная емкость, А∙ч/мин 60 / 110
Заявленный ток, А 560
Масса с электролитом, кг 14,71
Громкое название не поддержано столь же впечатляющими показателями. Испытания батарея прошла, но отметить явные плюсы затруднительно.
11 место Vortex 6CT-62A3(0),
Украина,
корпорация Westa
Ориентировочная цена, руб. 2800
Заявленная емкость, А∙ч/мин 62 / 105
Заявленный ток, А 570
Масса с электролитом, кг 15,83
Обычные результаты из середины таблицы: ни хвалить, ни ругать особо не за что. Но почему батарея недобрала аж килограмм до заявленной массы?
10 место FORSE 65 6CT-65A(0),
Украина, корпорация Westa,
Made for Europe
Ориентировочная цена, руб. 3400
Заявленная емкость, А∙ч/мин 65 / 110
Заявленный ток, А 640
Масса с электролитом, кг 16,2
Второе место по резервной емкости – отлично! А вот при –29 °С только 22-й результат. Однако в многоборье все показатели успешно суммировались и принесли место в десятке.
9 место MULTI,
Сербия,
Сомбор
Ориентировочная цена, руб. 3000
Заявленная емкость, А∙ч 63
Заявленный ток, А 540
Масса с электролитом, кг 14,37
К разряду приятных неожиданностей отнесем первое место в испытаниях на резервную емкость. В остальных замерах все тоже неплохо. А вот за внешнее сходство с популярнейшей турецкой батареей хвалить не хочется.
8 место TYUMEN BATTERY
6CT-62L,
Тюмень
Ориентировочная цена, руб. 3000
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 500
Масса с электролитом, кг 16,76
Самая тяжелая батарея в нашем тесте, как всегда, не разочаровала, уверенно потеснив два десятка конкурентов. Пятое место по резервной емкости, уверенное выступление на морозе – в общем, все нормально. Жаль, что привычно низкая тюменская цена осталась в прошлом.
7 место BOSCH
SILVER PLUS S5,
Германия
Ориентировочная цена, руб. 3800
Заявленная емкость, А∙ч 63
Заявленный ток, А 610
Масса с электролитом, кг 14,92
Обычно бошевские батареи заявляют скромные токи, а тут – 610 А! В ходе этой проверки завоевано четвертое место – очень хорошо. Притом батарея довольно легкая. В целом же типичное для бренда выступление: место довольно высокое, но не призовое.
4-6 место АКТЕХ класс SLI-PRO
6CT-64L3(R),
Россия, Свирск
Ориентировочная цена, руб. 3200
Заявленная емкость, А∙ч 64
Заявленный ток, А 550
Масса с электролитом, кг 15,66
«Сибирячка» стала третьей при проверке резервной емкости и пятой в испытании заявленным током. Очень хорошо. Одно непонятно: почему при взвешивании недосчитались килограмма из обещанной массы? Может, его-то и не хватило, чтобы оказаться в тройке призеров?
4-6 место EXIDE Premium
EA640,
Польша
Ориентировочная цена, руб. 3100
Заявленная емкость, А∙ч 64
Заявленный ток, А 640
Масса с электролитом, кг 15,3
Обещания производителей батареи оказались чуть выше ее реальных возможностей. Заявленные токи она выдала, став в этом испытании только девятой. Однако в многоборье все сложилось хорошо: дележ высоких мест с украинской и сибирской конкурентками.
4-6 место a-mega Innovative
Hybrid 6СТ-60-А3,
Украина
Ориентировочная цена, руб. 3200
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 540
Масса с электролитом, кг 15,85
Уже не первый год украинский бренд уверенно чувствует себя в группе лидеров. В данной экспертизе батарея оказалась лучшей после испытаний на вибростойкость, а по сумме набрала одинаковое количество баллов с EXIDE и АКТЕХ. Отметим, что заявленная масса на 700 г больше фактической…
3 место topla ENERGY
Ориентировочная цена, руб. 4000
Заявленная емкость, А∙ч 66
Заявленный ток, А 570
Масса с электролитом, кг 15,65
Батареи этого бренда давно завоевали заслуженную популярность, но до пьедестала не добирались. И вот – свершилось: прекрасные энергетические характеристики нашли свое отражение в протоколе испытаний. Единственное замечание бронзовому призеру – его ценник: мягко говоря, дороговато…
2 место MEDALIST Premium Battery,
Delkor Corporation
Ориентировочная цена, руб. 3300
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 600
Масса с электролитом, кг 15,16
Эта батарея, как всегда, боролась только за золото, но… Подвела резервная емкость – лишь седьмой результат. В итоге даже привычные победы в испытаниях заявленным и единым токами не помогли вновь взойти на вершину пьедестала. Но высший класс марки подтвержден: «Медалист» – вице-чемпион!
1 место VARTA
BLUE dynamic D43,
Johnson Controls
Ориентировочная цена, руб. 3600
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 540
Масса с электролитом, кг 14,51
Несмотря на шестое место по резервной емкости, батарея очень уверенно выдержала испытания большими токами, победив при –29 °С, и в итоге заняла чистое первое место. Именно таких результатов потребители и ждут от громких имен. Наши поздравления!
ВОПРОС-ОТВЕТ
– Почему аккумуляторы при проверке выдают заявленный ток так недолго? Если емкость равна 60 А·ч, то арифметика подсказывает: ток 600 А должен выдаваться примерно 0,1 часа, или 6 минут. Но реальный счет идет лишь на десятки секунд…
– Дело в том, что при таком токе емкость батареи составляет уже не 60 А·ч, а гораздо меньше: примерно 20–25. Надпись «60 А·ч» говорит лишь о том, что в течение 20 часов при температуре 25 ºС вы можете разряжать свой аккумулятор током 3 А (60:20), и не более. При этом в конце разряда напряжение на выводах аккумулятора не должно опуститься ниже 10,5 В.
Оценивать емкость в ампер-часах очень неудобно. А измерять ее в этих единицах просто неграмотно: произведение тока на время дает не емкость, а количество электричества, которое иначе называют зарядом. Единица количества электричества – кулон. 1 Кл = 1 А·с. Соответственно 1 А·ч = 3600 Кл. Гораздо понятнее термин «резервная емкость», показывающий, сколько минут продержится батарея на автомобиле, у которого отказал генератор.
– Правда ли, что при установке аккумулятора большей емкости, чем штатный, он будет недозаряжаться, а стартер от чрезмерного тока выйдет из строя?
– Неправда. Что помешает батарее зарядиться полностью? Вот вам аналогия: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется долить из-под крана всё тот же стакан – как в ведро, так и в бочку. Что касается ожидаемой поломки стартера, его ток потребления не изменится, даже если емкость батареи вырастет раз в сто или тысячу. Закон Ома от ампер-часов не зависит.
Разговоры про грядущие поломки уместны разве что для экстремалов, привыкших выбираться из болота на стартере. При этом последний, понятное дело, очень сильно греется, а потому малоемкая батарея может спасти его от смертельного перегрева, умерев первой… Но это гипотетический случай.
В БАТАРЕИ НА ЗАВОДАХ НЕДОКЛАДЫВАЮТ СВИНЦА. КТО ВИНОВАТ?
– Можно ли оценить состояние батареи по напряжению на клеммах?
– Приблизительно можно. При комнатной температуре полностью заряженная батарея, отключенная от нагрузок, должна выдавать не менее 12,6–12,7 В.
– Что скрывается за термином «кальциевая батарея»?
– Значок Ca (а то и Ca-Ca) на аккумуляторах сегодня присутствует все чаще. Речь идет о совсем небольших (доли или единицы процента) добавках кальция в сплав, из которого изготавливают пластины. Если его добавляют и в положительные, и в отрицательные электроды, то получается то самое Са-Са. Такие батареи при прочих равных условиях труднее закипают, что важно для необслуживаемых батарей. Меньше у них и саморазряд при хранении. Поэтому батарей с добавками традиционной сурьмы (их обычно выдает наличие пробок) сегодня в продаже почти не встретишь.
ПЯТЬ БАТАРЕЙ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ МОРОЗА!
– Зачем выбирать батарею с заявленным током, скажем, 600 А, если реальная потребность вдвое меньше?
– Заявленный ток – это еще и косвенный показатель качества батареи: чем он выше, тем ниже ее внутреннее сопротивление. К тому же на сильном морозе масло густеет и ток растет.
– Что лучше – обслуживаемые батареи или необслуживаемые?
– Аккумуляторы, в которых остался доступ к банкам, уходят. Такие изделия – назовем их обслуживаемыми – лучше всего подойдут старым машинам с нестабильным напряжением сети, в чьих батареях вода может выкипать. Для современного авто это лишнее: новую батарею просто ставят под капот и на несколько лет забывают о ней. Заметим, что и в новом автомобиле ничего не стоит загубить батарею за неделю. Ночные зимние пуски, полный набор включенных энергопотребителей, короткие пробеги в пробках – при таких условиях она не успевает подзаряжаться от генератора и потихоньку умирает.
ПОБЕДИТЕЛИ НАШИХ ЭКСПЕРТИЗ
2012: VARTA, МEDALIST, topla
2011: МEDALIST, PANASONIC, TITAN
2010: МEDALIST, VARTA, «ЗВЕРЬ»
2009: VARTA, МEDALIST, а-mega
2008: BOSCH, MEDALIST, VARTA
2007: МUTLU, АКОМ, МEDALIST
Источник За Рулем
Для тех у кого остались еще вопросы, предлагаю обсудить их на форуме!