В 2004 году коллектив ОАО «УМПО» обратился с просьбой назвать улицу Калининского района города в честь Михаила Алексеевича Ферина, который 30 лет проработал директором этого предприятия. Такую память Михаил Алексеевич заслужил, ведь именно при нем уфимский завод заработал в полную силу.
Ферин родился 14 декабря 1907 года в Тверской губернии, учился в Московском институте стали, затем работал начальником центральной лаборатории Рыбинского авиамоторного завода. Детали предвоенной биографии советских рабочих схожи, названия их партийных кружков пересекаются, но талант молодого инженера явно выделялся.
В самом начале войны Михаил Алексеевич по эвакуации попал на Уфимский моторостроительный завод в качестве главного металлурга. Увидев перспективы и мощь предприятия, Ферин сразу поставил себе цель – создать новые, не имеющие аналогов сплавы. И вскоре такая возможность представилась. В 1943 году тогда еще «УМЗ» (Уфимский моторостроительный завод) освоил выпуск нового мощного авиамотора М-107, но в военные годы стало невозможным достать основу сплава мотора – кобальт, ранее поставлявшийся из Финляндии и Бельгийского Конго. Михаил Алексеевич Ферин возглавил группу специалистов, должных за короткий срок найти альтернативу кобальту, доступную, но столь же жаропрочную. И Ферин создал такой сплав на основе никеля, которого на заводе было в избытке. Причем по стойкости новый сплав получился лучше импортных аналогов. За это достижение в 1946 году Ферина наградили высшей по тем временам почестью – Сталинской премией. В 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.
В целом же, работая металлургом, а затем и взяв на себя руководство предприятием, Михаил Алексеевич большую заслугу в развитии отдавал своему сплоченному коллективу, которым гордился. Однажды он искренне сказал: «Завод – воздух, которым я дышу. Не знаю, смог бы прожить без него хотя бы день, не думая о коллективе. На полном дыхании я живу, когда слышу дыхание завода». За 30 лет работы Ферина на предприятии ОАО «УМПО» дало жизнь 24 типам двигателей, которые применяются на 67 моделей самолетов.
Михаил Алексеевич умер 29 июля 1979 года и похоронен на Южном кладбище. На могиле установлен памятник работы заслуженного художника Башкортостана – А. Панова.
Автор: Таня Лунгу